Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Каданс

00:05 Пятница 26.04.2024
Главная » Файлы » фильмы о музыке

Биография великого композитора Хачатуряна Арама
15.09.2013, 10:44



Биография великого композитора Хачатуряна Арама

портрет композитора Хачатуряна

Хачатурян Арам Ильич (1903-1978) – армянский композитор советских времен, выдающийся представитель музыкальной культуры ХХ века, один из великих композиторов современности. Его произведения входят в «золотой фонд» мировой музыкальной литературы.

Арам Хачатурян родился в армянской семье выходцов из крестьян Нахичеванского уезда 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси). В ту пору Тифлис был культурным центром Закавказья. Музыкальные способности открылись у Хачатуряна в довольно ранним возрасте именно в этом городе. В старом Тифлисе было много ансамблей (сазандари) исполнителей народной музыки (они играли на улицах, свадьбах, похоронах, на пирушках и т.д.). Здесь жили талантливые музыканты, которые сыграли видную роль в становлении грузинской и армянской композиторских школ. В городе работал местный оперный театр в котором дебютировал Ф.И. Шаляпин. Немаловажно и то, что в Тифлисе тогда было отделение РМО – Русского музыкального общества, а также музыкальное училище. Все это делало насыщенной музыкальную жизнь города, сюда приезжали видные музыканты и деятели культуры того времени Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Константин Игумнов.

В Тифлисе Хачатурян познакомился с деятельностью многих великих музыкантов, причем не только армянских. Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Он никогда не делил музыку на армянскую, русскую, итальянскую и с глубоким уважением и живым интересом относился он к музыке разных народов, для него музыка не носила национального оттенка. Позже эта особенность жизневосприятия Хачатуряна отразилась и в его творчестве.

В Тифлисе Хачатурян учился в частном платном пансионе княгини Аргутинской-Долгоруковой (1911-1913), а затем, после пансиона отец устроил Арама в Коммерческое училище (1913-1921).

Интересно, что с «музыкальной грамотой» он познакомился относительно поздно, уже в Москве, когда поступил в музыкальный техникум. В 1921 году Сурен (старщий брат Арама - режиссёром в Первой студии МХТ) отправился в Тифлис и Эривань набирать армян в актёрскую студию: он загорелся идеей заложить основы армянского национального театра. Одновременно он забрал из Тифлиса Арама и младшего брата Левона. В Москве Арам с Левоном поселились у Сурена (он был старше Арама на 14 лет). Кода он поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, ему исполнялось 19 лет. Начинать учиться игре на фортепиано было уже поздно, и Арама зачислили во вновь открытый класс виолончели. Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории. Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции М.Ф. Гнесина. Хачатурян был одним из первых, кому предложили учиться в этом классе.

В 1929-1934 учился в Московской консерватории, в классе Михаила Гнесина. Однако Гнесин в 1931 году ушёл из консерватории, поэтому Арам перевёлся в класс Николая Мясковского. Затем учился в аспирантуре при ней по классу композиции известного советского композитора Н.Я. Мясковского где уже формировался как композитор.

В 1933 году класс Мясковского посетил гениальный композитор Сергей Прокофьев. Эта встреча оказала на Хачатуряна большое влияние. Арам очень ценил творчество Прокофьева, а тот, в свою очередь, заинтересовался произведениями Хачатуряна. Интерес был настолько сильным, что Прокофьев взял сочинения Хачатуряна в Париж, где они вскоре были исполнены.

Первым опубликованным сочинением Хачатуряна стал "Танец”, написанный для скрипки и фортепиано. Уже в этом произведении можно отметить несколько характерных черт стиля Хачатуряна. «Танец» и по сей день остаётся в репертуаре многих скрипачей. Его исполняли Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Ю. Ситковецкий.

За время обучения в консерватории Хачатуряном было написано свыше пятидесяти произведений. В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия. «Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики, – пишет композитор Родион Щедрин. В эти же годы он пишет трио для кларнета, скрипки и фортепиано, где проявились черты, ставшие типичными для более зрелых произведений. Именно с этого произведения началось знакомство Прокофьева с музыкой Хачатуряна.

В 1933 году он начал сочинять свою первую симфонию, которая должна была стать его экзаменационным произведением. Симфония была высоко оценена экзаменационной комиссией, и 3 апреля 1935 года была впервые исполнена оркестром Московской гос. филармонии (дирижировал Э.Сенкар). Затем симфония прозвучала и в концерте оркестра Ленинградской филармонии (дирижировал эмигрант из Германии Фриц Штидри). Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Самобытность и оригинальность таланта Хачатуряна теперь начинает признаваться не только музыкантами.

В ранем творчестве Хачатуряна можно выделить 1-ю симфонию (1934) и концерты с оркестром для фортепиано (1936), для скрипки (1940), принесшие композитору большой успех. Известность Хачатуряна росла в СССР, и он был введён в оргкомитет Союза Композиторов (СК) в качестве заместителя председателя (1939-1948). Он стал работать над первым балетом «Счастье», который завершил в 1939 году. Поводом для сочинения балета послужила поездка в Армению, где и состоялась премьера балета.

В военные годы Хачатурян создает балет «Гаяне» и вторую симфонию. Премьера балета «Гаяне» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский оперный театр имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом. Грациозен, полон восточной неги «Танец Айши», а особенно широкую известность получил огненно-темпераментный «Танец с саблями». За балет «Гаяне» композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР.

Вторая симфония получила название «Симфония с колоколом». Она передает переживания советских людей в годы войны. Хачатурян ввел в состав оркестра колокол, и это имеет глубокий смысл. Мрачно и сурово звучит он в начале симфонии, а в финале – ликующе и победно.

В 1944 году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Начиная с 1950 года он - профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев и другие.

В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. С большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по- прежнему остается главной целью его жизни.

В 1954 Хачатурян завершил работу над партитурой монументального балета "Спартак", в музыке которого в полной мере раскрылось драматургическое мастерство. В 1959 году за балет «Спартак» Хачатуряну была присуждена Ленинская премия.

О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.


Категория: фильмы о музыке | Добавил: mia
Просмотров: 989 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: