Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Каданс

08:45 Среда 24.04.2024
Главная » Файлы » фильмы о музыке

Композиторы Голливуда: Чарльз Спенсер Чаплин
04.01.2013, 18:50







































 












Первым среди композиторов, ставшим
классиком американского и мирового 
кино, безусловно, является Ч.Чаплин (1889 – 1977) – великий
творец-универсал, внесший неоценимый вклад во все области киноискусства, и
оказавший огромное влияние не только на мировой кинематограф – на все искусство
ХХ века. 



В истории мирового кинематографа Чаплин
известен как великий комик, сатирик и трагик. Но, несмотря на свой
универсализм, он посвятил себя комедии и стал первым, которому принадлежит
великая заслуга преобразования комического фильма в «высокую комедию».



В его фильмах продюсер, автор сценария,
режиссер, актер, монтажер и композитор – сам Чаплин. Соединение в одном лице
столь многочисленных профессий в истории кинематографа не имеет аналогов. При
этом в каждой из них он блистательно талантлив. В целом фильмы Чаплина отличают
содержательная целостность, чеканно проработанная форма, подлинно ювелирная
отделка деталей, предельно точный, выразительный язык и величайший гуманизм.



Однако немой фильм был лишен  могущественного средства выразительности –
звучащей человеческой речи во всем богатстве ее  интонаций. На заре кинематографа Великий немой знал единственное
средство передачи душевных переживаний героя – мимическую игру актера,
показанную на крупных планах. Именно поэтому фильмы немого кино опирались на
технику пантомимы,  приемы которой
блистательно воплотил на экране непревзойденный  мим Чарли Чаплин. По этой причине в своих фильмах Ч.Чаплин искал
и успешно находил те средства выразительности, которые создавали необходимый
художественный эквивалент глубоким переживаниям героя, раскрывая эти
переживания в кинообразе. Таким художественным эквивалентом для него стала
музыка.



Музыка Чаплина, написанная к фильмам «Малыш» («The Kid»), «Парижанка» («A Woman
of Paris»), «Золотая лихорадка» («The Gold Rush»), «Огни большого города» («City Lights»), «Новые времена» («Modern Times»), «Великий диктатор» («The Great
Dictator»), «Огни рампы»
(«Limelight»), «Король в Нью-Йорке» («A
King in New York»), не только завоевала необычайно широкую популярность у
зрителей, – она стала продолжением созданного им кинообраза – его слышимым
выражением на экране. Без преувеличения можно сказать, что именно музыка впервые дала его
фильмам невидимую внутреннюю жизнь, оживила душу героям, наделила их ритмом,
глубиной психологического воздействия и пластикой многообразного музыкального
движения. Кроме этого, использование
приемов музыкальной драматургии для раскрытия идеи фильма стало художественной
инновацией, необычайно актуальной для искусства кино  того времени. И в этом – одна из многих новаций Ч.Чаплина как
великого новатора киноискусства.



Как сообщает биограф Д.Робинсон, Ч.Чаплин не получил специального музыкального
образования. Однако по свидетельству его тетушки он обладал несомненным
музыкальным даром: «если Чарлз так и останется киноактером, музыкальный мир
потеряет гения. <…> Я видела как он часами
просиживал за фортепиано, сочиняя прямо на ходу. Больше всего, я думаю, он
любил виолончель. Радостно было смотреть, как менялось его выражение лица,
когда он трепетной рукой прикасался к струнам» [1, с. 372].



Музыкальную одаренность Чаплин унаследовал
от родителей – артистов мюзик-холла. Ее развитию способствовали тонкость
музыкального слуха, обостренное чувство ритма, прекрасный вкус, опыт эстрадных
выступлений и безграничная преданность искусству.



По свидетельству очевидцев Ч.Чаплин очень много времени
проводил за  игрой на музыкальных
инструментах. Собственные музыкальные
инструменты – скрипка, виолончель появились у него в 16 лет. Будучи левшой, ему
пришлось перетягивать струны в обратном порядке, чтобы помногу часов заниматься
музыкой, в том числе даже во время пребывания на гастролях. В любую поездку он
брал с собой инструменты, мог часами импровизировать на  фортепиано. В театрах, в которых ему
приходилось играть, брал уроки у дирижеров, а когда обзавелся собственным
особняком (1922
г., Беверли-Хиллс), установил в нем орган [1,
с.373]. Свое пристрастие к музыке он отразил в   короткометражном фильме «Его
музыкальная карьера
»
(«His Musical Career», другие названия – «Charlie as a Piano Mover», «Musical Tramps»,
«The Piano Movers»), снятом на киностудии «Keystone» в 1914 г.



 В
1916 г. Чаплин основал «Музыкальную Компанию Чарльза Чаплина», опубликовав там
три своих сочинения: «Всегда есть кто-то, кого не забыть», «О, эта
виолончель!», «Патруль мира» («Дозор»). Последнее произведение им было
исполнено в нью-йоркском «Ипподроме» во время его бенефиса в 1916 г., где он
выступил в качестве дирижера. В 1921 г. специально для фильмов «Малыш» и «Праздный класс» («The Idle Class», другое название – «Vanity
Fair») он сочинил музыкальные темы, а в 1925 г. им были опубликованы еще две
композиции – «Пой, песня» и «С Вами, дорогая, в Бомбее», мелодии
которых были им использованы позже для звукового варианта фильма "Золотая
лихорадка” и записаны с оркестром Эйба
Лаймана.



В эпоху
немого кино музыкальное сопровождение было неотъемлимой частью демонстрации
фильма, но носило, как правило, компилятивно-импровизированный характер. Для
озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений,
подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли
устойчивые штампы, которые перекочевывали из одной картины в картину. 



 Понимая важность музыкального компонента для
немого фильма, Чаплин стремился к тому, чтобы в его фильмах звучала
оригинальная, специально написанная к ним музыка, и в каждом
кинотеатре она исполнялась бы так, как была им задумана. Для этого списки
музыкальных номеров, которые должны были исполняться по ходу демонстрации
фильма, рассылались бесплатно во все кинотеатры, демонстрировавшие его фильмы.



По традиции
немого кино музыкальное сопровождение фильма в основном осуществлялось
пианистом-тапером или небольшим оркестром. Для Голливуда – разветвленной,
финансово обеспеченной и самостоятельной системы по производству фильмов было
под силу оплатить работу оркестровых коллективов. Музыкальное сопровождение в
оркестровом исполнении как художественный метод и необходимый компонент
драматургии фильма стало приоритетным для практики Голливуда периода немого
кино и использовалось в том числе Чаплиным, начиная от фильма "Малыш” (1921 г.)
до "Цирка” (1928 г.). Иногда
Чаплин дирижировал оркестром самостоятельно.



Многие его сочинения, которые вышли в свет как
автономные  музыкальные произведения,
были заимствованы им из собственных фильмов. Так, в 1940-е годы из печати вышли
песня "Падающая звезда”, мелодия которой была заимствована из фильма "Великий диктатор”, и три номера из
фильма "Месье Верду” («Monsieur Verdoux», другие названия
– «A Comedy of Murders», «The Ladykiller»): "Парижский бульвар”, "Горечь
танго” и "Румба”.



С приходом звука в кино Чаплин активно
работал над своими картинами в качестве композитора.  Его первый
звуковой (только музыкально-шумовое сопровождение) фильм «City Lights: A Comedy Romance in Pantomime», в отечественном прокате — «Огни большого города»
(1931, Charles S.
Chaplin
film corporation, продюсер, режиссер, сценарист, актер, монтажер и композитор –
Ч.Чаплин) стал одной из вершин его творчества и созданного им индивидуального
стиля – синтеза комической эксцентрики, траги-лиризма и острой сатиры.



В наследии Чаплина этот фильм представляют собой своеобразный перекресток двух
сквозных тем его творчества: темы обличения социальных пороков общества и темы
"маленького человека”, борющегося за право на любовь и человеческое
достоинство. По критическому обличению пороков «Великий диктатор»общества этот фильм
продолжил  цикл фильмов "Собачья жизнь”,
"Пилигрим”, "Парижанка”, явившись предверием к остро сатирическому антифашистскому
памфлету  "Новые времена”. 



По
художественной разработке знаменитого образа бродяги Чарли «Малыш»фильм завершал цикл,
включавший "Скитальца”, "Малыша”, "Золотую лихорадку”, "Цирк”. Благодаря
органичности этого синтеза «Огни большого
города» стали одним из самых значительных творений великого мастера.
Значительность его определяется и тем, что в крошечной судьбе героя фильма
нашли отражение существенные черты и судьбы, типичные не только для рядовых
американцев периода Великой депрессии. Бродяжка
Чарли стал одним из самых тиражируемых образов в художественной культуре XX века.
Миллионы людей сопереживали маленькому, смешному и
беззащитному человечку и тем самым его судьба, «Огни большого города»переживания приобрели
общечеловеческое значение.



Композиционно «Огни большого города» строятся на
сочетании двух сюжетных линий. Первая – история «дружбы» Чарли с
алкоголиком-миллионером, развивая которую, Чаплин изобличает пороки общества,
виртуозно жонглируя на экране средствами выразительности острой сатиры. Вторая
  трогательная история любви безработного бродяги Чарли (Ч.Чаплин) к
слепой продавщице цветов (В.Черрил).



Ценой неимоверных усилий и жертв (его
сажают в тюрьму) Чарли достает ей деньги на операцию. Вернувшись, он замечает,
как прозревшая  девушка с ужасом узнает
своего благодетеля в жалком оборванце. Боль и отчаяние, которые он тщетно
пытается скрыть под маской робкой улыбки, делает финальную сцену фильма одной
из самых пронзительных и удивительных в истории мирового кинематографа. Бесхитросная и печальная
история, но по сути – это рассказ о
гибели всех и всяческих иллюзий. Когда уже нет места надежде.



Новаторство Чаплина как художника было бы
невозможным без нового подхода к использованию музыки в кинофильме. Фильм
знаменателен тем, что он – один из немногих выдающихся образцов немого кино, где музыка использована как полноправный компонент
звукозрительной драматургии, обогативший экспрессию фильма средствами
собственной выразительности.



 Над музыкой к фильму «Огни большого города» Чаплин работал вместе с
композиторами А.Джонсоном и А.Ньюменом, занимавшимися ее аранжировкой. Кроме
оригинальной музыки, сочиненной самим Чаплиным, в фильме использовались и
цитаты из музыкальных произведений: это
отрывок из «Шехеразады» А.Н.Римского-Корсакова, мелодии песен «Продавщица фиалок», «Я слышу твой зов», «Как я чахну я».



Музыкально-драматургическая концепция
фильма основывается на  двух творческих
методах: использованию системы музыкальных лейтмотивов (от Р.Вагнера),
раскрывающих внутренний смысл происходящего на экране, и изобразительных
приемов иллюстративной музыки (от А.Вормсера), своими средствами выразительности
подчеркивающих внешнее сюжетное действие.
В основе
данной концепции лежит синтез приемов двух
жанров театрального искусства – оперы и пантомимы. Это дало возможность режиссеру охарактеризовать музыкально не только героев фильма, но и предметы, и явления, показанные им
на экране,  отразить
причинно-следственную связь между ними, обеспечить музыкальное единство фильма.
Так, эпизоды со слепой цветочницей сопровождают несколько музыкальных тем. Зримым краскам ее образа
соответствуют мягкость и задумчивая грусть музыки, где психологически насыщенный лиризм сочетается с простотой
и изяществом движений, подчеркнутых темпо-ритмическим рисунком  вальса. Главная из них – тема вальса «Продавщица фиалок» А.Падиллы – станет темой любви маленького бродяги
Чарли, отразив причинно-следственную связь двух героев фильма.



Лейттемы трагикомического образа Чарли выражают его «двоемирие» – трагическое
одиночество маленького, смешного 
человека в чуждом и социально враждебном ему мире. Созданный в самом
начале фильма аудиовизуальный образ большого города с резким, механистически напряженным
мотивом, выражающим  разрушительную силу
города, неоднократно повторяется во всех случаях столкновения Чарли с
враждебной ему стихией. Этот же мотив служит музыкальной характеристикой для
миллионера.



С помощью музыкальной пародии раскрывает
Чаплин глубокий
социальный подтекст фильма. Для музыкальной характеристики гротескных
персонажей – "отцов” и «патронесс» города – он избирает
невразумительные саксофонные интонации. Искаженные звукозаписью,
они служат имитацтей  их торжественных речей. 
Звуковой
контраст между внешней выспренностью и полной бессмысленностью содержания
является ключом к раскрытию фальши происхдящего на экране и в целом придает
обобщающий смысл образу американского общества.



Так  двумя способами музыкальной
драматургии – иллюстративной и раскрывающей музыкой – решается Чаплиным
проблема объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, видимости и
сущности, то есть кардинальная проблема драматургии всякого искусства и
киноискусства в особенности. В этом фильме он закладывает основы чаплинской
звукозрительной драматургии, в которой музыка станет одним из важнейших средств
воплощения содержания фильма. Все его
последующие картины – "Огни большого города” (1931 г.). "Новые времена» (1936 г.), «Великий диктатор» (1940), «Месье Верду» 
(1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957), «Графиня из Гонконга» (1967) вышли с его авторской музыкой. В них
Чаплин раскрылся не только как великий актер, режиссер, но и талантливейший
композитор. За музыку к фильму  «Огни
рампы» Чаплин был удостоен «Оскара» (получил в 1972 г.).



Гений Ч.Чаплина оказал глубокое влияние на
развитие мирового кинематографа. По словам Федерико Феллини, Ч.Чаплин был «в
известном смысле Адамом, от которого все мы ведем родословную...»


Категория: фильмы о музыке | Добавил: mia
Просмотров: 1528 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: