Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Каданс

06:59 Пятница 19.04.2024
Главная » Файлы » фильмы о музыке

Оркестр «Консертгебау» (125 лет оркестру)
22.11.2013, 20:06




Королевский оркестр Консертгебау
Художественный руководитель и главный дирижер — Марис Янсонс
http://www.concertgebouworkest.nl/


Королевский оркестр Консертгебау – один из лучших оркестров мира. Уникальный звук Консертгебау делает его узнаваемым среди тысяч других симфонических коллективов. Описать его словами сложно: маститые критики характеризуют звучание струнных как «бархатное», говорят о «золоте» меди, прозрачном и выразительном тембре деревянных духовых и всемирно признанном мастерстве группы ударных инструментов. Конечно, большое значение для формирования особенного тембра оркестра имела идеальная акустика зала Concertgebouw, созданного видным архитектором XIX века А. Л. ван Гендтом. Ни один оркестр не звучит так, как оркестр Консертгебау в своем зале.

Другое важное обстоятельство, определившее неповторимый тембровый облик оркестра, заключается в том, что за всю 125-летнюю историю у коллектива было только шесть главных дирижеров. В составе оркестра 120 музыкантов из двадцати стран. По гибкости и филигранности звучания, умению оркестрантов слышать друг друга Консертгебау часто сравнивают с камерными оркестрами. Эти навыки требуют не только высочайшего профессионализма и личной ответственности каждого участника коллектива, но и большого взаимодоверия. Источники такой доверительной атмосферы сами музыканты видят в особенной творческой обстановке, в традициях голландской культуры, а также в организационной структуре коллектива: многие из них входят в Правление оркестра. Каждый музыкант – блестящий солист, но в то же время каждый чувствует ответственность перед коллективом. Главной целью всех участников творческого процесса является эталонное звучание произведения. Именно поэтому каждый концерт неповторим и незабываем.

Шесть главных дирижеров

Марис Янсонс занял пост главного дирижера Консертгебау в 2004 году. До него оркестром руководили Виллем Кес (1888-1895), Виллем Менгельберг (1895-1945), Эдуард ван Бейнум (1945-1959), Бернард Хайтинк (1963-1988) и Риккардо Шайи (1988-2004). Все эти музыканты внесли свою лепту в звучание коллектива и его репертуарный фонд. Под управлением В. Менгельберга Консертгебау прославился как непревзойденный носитель малеровской традиции. Э. ван Бейнум расширил художественную палитру оркестра симфониями Брукнера и французской музыкой. Рождественские дневные концерты под управлением Б. Хайтинка транслировались на многие страны Европы, что значительно увеличило круг поклонников коллектива (в 1999 году маэстро Хайтинку был присвоен титул «почетного дирижера»). Риккардо Шайи (в 2004 также удостоенный почетного титула) пополнил оркестровый репертуар огромным количеством современной музыки. Под руководством Мариса Янсонса Консертгебау сосредоточил свое внимание на произведениях А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса, И. Брамса, а также сочинениях великих композиторов ХХ века – Д. Шостаковича и О. Мессиана, творчеству которых были посвящены крупные художественные проекты.

Сотрудничество с композиторами

В течение 50 лет руководства Виллема Менгельберга оркестром дирижировали лучшие композиторы своего времени. За всю историю существования оркестра Консертгебау за его пультом стояли Рихард Штраус, Густав Малер, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Бруно Мадерна, Витольд Лютославский, Отто Кеттинг, Лучано Берио, Пьер Булез, Ханс Вернер Хенце, Джон Адамс, Джордж Бенджамин, Оливер Нассен, Тань Дунь, Томас Эдис.

Репертуар

Репертуарная политика оркестра Консертгебау основана на двух важнейших принципах: традиция и новация. Много хвалебных отзывов оркестр снискал за исполнение музыки Малера и Брукнера. Коллектив имеет свои устоявшиеся концертные традиции, к примеру, дневные страстные и рождественские выступления. Кроме того, создаются специальные литерные проекты – "ААА” ("Alive, Adventurous, Alluring” – «Живой, Отважный, Очаровательный»), – в которых произведения группируются вокруг определенных тематических блоков. К участию в своих концертах оркестр часто привлекает всемирно известных приглашенных дирижеров и солистов. Среди них – авторитетный эксперт в области старинной музыки Николаус Арнонкур, который в 2000 году был назван почетным приглашенным дирижером.

Факты и цифры

Оркестр Консертгебау был основан в 1888 году. Звание «королевского» было присвоено коллективу в 1988 в ознаменование его столетия. В 2013 году оркестр отмечает 125-ю годовщину. В честь юбилея Консертгебау предпринял годовое кругосветное путешествие по шести континентам: до него ни один оркестр не совершал таких гастролей. Ежегодно Консертгебау дает порядка 80 концертов на своей сцене, а также около 40 в самых известных залах мира. Оркестр выступает в залах-резиденциях в Париже (Pleyel), Брюсселе (Bozar), Лондоне (Barbican Centre), Франкфурте (Alte Oper). Только по приблизительным подсчетам, количество слушателей Консертгебау достигает 250 тысяч в год. Благодаря постоянным выступлением на радио и ТВ, сотрудничеству со СМИ, куда входит голландская широковещательная сеть AVRO, слушательская аудитория Консертгебау постоянно расширяется.

За свою историю оркестр осуществил более 1100 успешных записей – от первых пластинок до CD и DVD, – многие из них были удостоены престижных международных премий. В 2004 году коллектив основал собственный лейбл RCO Live.

Марис Янсонс
дирижер • Нидерланды

В чем заключается секрет искусства Мариса Янсонса? Как музыканту удается добиваться того, что с его приходом каждый оркестр достигает небывалых художественных высот? «Моя задача – понять индивидуальные качества оркестра и сохранить их. В процессе совместного творчества происходит естественный обмен – что-то даю музыкантам я, что-то они мне, – и это прекрасно», – так Марис Янсонс охарактеризовал свой художественный подход журналу «Граммофон», самому авторитетному изданию в мире классической музыки. В 2004 году маэстро был приглашен на пост главного дирижера амстердамского Королевского оркестра Консертгебау – результаты этого творческого сотрудничества превзошли все ожидания.

Марис Янсонс воспитывался в музыкальной семье. Его отец – народный артист СССР, дирижер Арвид Янсонс. Окончив с отличием Ленинградскую консерваторию, музыкант продолжил совершенствоваться у Ганса Сваровского в Вене и Герберта фон Караяна в Зальцбурге. В 1971 г. победил на знаменитом Международном конкурсе дирижеров Г. фон Караяна в Берлине и в 1973 году стал ассистентом Евгения Мравинского в оркестре

Ленинградской филармонии, которым когда-то дирижировал его отец. В 1979-2000 годах М. Янсонс возглавлял Филармонический оркестр Осло – за это время художественный уровень коллектива стремительно вырос, а дирижер был удостоен Звезды Королевского норвежского ордена «За заслуги». В честь 70-летия, которое маэстро отмечал 14 января 2013 года, оркестр Консертгебау предоставил ему свободу выбора в формировании цикла концертов самых знаменитых оркестров мира World Famous Symphony Orchestras Series.

Янсонс сотрудничает с лучшими симфоническими коллективами мира: он был приглашенным дирижером Берлинского, Венского и Лондонского филармонических оркестров, а также ведущих оркестров Соединенных Штатов Америки. В 1997-2004 годах маэстро был художественным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра, а с 2003 возглавляет Симфонический оркестр Баварского радио. Первое выступление с Королевским оркестром Консертгебау состоялось в 1988 году, с тех пор Марис Янсонс ежегодно участвовал в концертах коллектива, а в 2004 стал его главным дирижером. Марис Янсонс – шестой дирижер за 125-летнюю историю оркестра, занимающий этот пост.

Обширна дискография музыканта. Многие его работы, выпущенные на знаменитых лейблах EMI, Deutsche Grammophon, SONY, BMG, Chandos и Simax, отмечены престижными призами. Марис Янсонс записал все симфонии Шостаковича с несколькими ведущими оркестрами США и Европы. Запись Седьмой симфонии с Ленинградским филармоническим оркестром была награждена премией Эдисона (1989). Большую часть симфоний Шостаковича М. Янсонс записал с оркестром Баварского радио: эта работа получила первые призы на MIDEM-2007 в Каннах, а Тринадцатая симфония была удостоена «Грэмми-2006».

Народный артист России Марис Янсонс удостоен множества наград. Он – почетный член Королевской академии музыки в Лондоне и «Общества друзей музыки» в Вене, обладатель Австрийского почетного креста «За науку и искусство» и высшей награды Латвии – ордена «Трех звезд» (2006). В октябре 2011 года музыкант был назван журналом Opernwelt «дирижером года» за исполнение «Евгения Онегина» с оркестром Баварского радио в Нидерландской опере, удостоен баварского Ордена Максимилиана «За достижения в науке и искусстве», а также Prix d’Amis общества друзей Нидерландской оперы. В 2013 году Марис Янсонс награжден престижнейшей премией Эрнста фон Сименса.


Государственный академический хор «Латвия»
Художественный руководитель и главный дирижер — Марис Сирмайс


http://www.choirlatvija.lv/


Один из самых признанных хоровых коллективов в мире, Государственный академический хор «Латвия» отметил в 2012 году свое 70-летие.

Хор был основан в 1942 году в городе Иванове дирижером Янисом Озолиньшем и являлся одним из ведущих музыкальных коллективов бывшего Советского Союза. С 1997 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Марис Сирмайс.

За последние пятнадцать лет коллектив вырос в один из ведущих профессиональных хоров Европы. Хор дает концерты на фестивалях в США, Швейцарии, Бельгии, Германии, Израиле и других странах, выступает на таких престижных концертных площадках, как амстердамский Консертгебау и Laeiszhalle в Гамбурге, Центр культуры и конгрессов в Люцерне и зал Игоря Стравинского в Монтрё, Gasteig в Мюнхене и Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве, Концертный зал «Виктория» в Сингапуре и других.

Коллектив дает много концертов на родине, где также проводит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки. За свою деятельность по популяризации латвийской музыкальной культуры Хор «Латвия» был шестикратно удостоен Высшей музыкальной награды Латвии, премии Правительства Латвии (2003) и ежегодной премии Министерства культуры Латвии (2007).

Хор плодотворно сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными оркестрами мира: Королевского Консертгебау (Амстердам), Баварского радио, Лондонским филармоническим и Берлинским филармоническим, Латвийским национальным симфоническим оркестром, Камерным оркестром Густава Малера и другими оркестрами Германии, Финляндии, Сингапура, Израиля, США, Латвии, Эстонии, России. Его выступления проходили под руководством таких знаменитых дирижеров, как Марис Янсонс, Андрис Нелсонс, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Владимир Ашкенази, Дэвид Цинман, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Симона Янг, Тыну Кальюсте и других. С коллективом выступали многие известные солисты, среди которых Элина Гаранча, Анджела Браун, Александрс Антоненко, Иван Монигетти, Патрик Деменга.

Репертуар Хора поражает своим разнообразием. Он исполняет произведения кантатно-ораториальных жанров, оперы и камерные вокальные произведения, датируемые от раннего Ренессанса до наших дней. В 2007 году на Бременском музыкальном фестивале совместно с Бременским филармоническим оркестром под руководством Тыну Кальюсте был впервые исполнен «Русский реквием» Леры Ауэрбах. В рамках X Международного фестиваля духовной музыки рижской публике была представлена месса Леонарда Бернстайна. Хор принимал участие в записи саундтрека к знаменитому фильму «Парфюмер». В 2008 году состоялись несколько премьер произведений современных композиторов - Арво Пярта, Рихарда Дубры и Георгия Пелециса. В 2009 году на фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил сочинение Р. Щедрина «Запечатленный ангел», после чего композитор назвал Хор одним из лучших в мире. В 2010 году коллектив успешно дебютировал в нью-йоркском Линкольн-центре, где спел мировую премьеру композиции К. Свейнссона Credo в сотрудничестве с известной исландской группой Sigur Ros. В том же году на фестивалях в Монтрё и Люцерне Хор исполнял «Песни Гурре» А. Шёнберга под управлением Дэвида Цинмана. В 2011 году

участвовал в исполнении Восьмой симфонии Малера под управлением Мариса Янсонса в мюнхенском Gasteig и амстердамском Консертгебау. Хор принял участие в исполнении оперы А. Шёнберга «Моисей и Аарон» в Опере Граца и оперы молодого латвийского композитора Э. Эшенвалдса «Плодоносная ветвь Иосифа» в Латвийской национальной опере, выпустил диск «Корабль с нераскрытыми парусами» с хоровой музыкой Гэбриела Джексона (Hyperion Records, 2013).

С 1997 года генеральным менеджером хора является Марис Ошлейс.


Вероника Джиоева
сопрано

Вероника Джиоева родилась в Южной Осетии, в 2000 году окончила Владикавказское училище искусств по классу вокала Н. И. Хестановой, а в 2005 г. – Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Т. Д. Новиченко). Оперный дебют Вероники состоялся в феврале 2004 г. в партии Мими («Богема» Дж. Пуччини под руководством А. Шахмаметьева).

Сегодня Вероника Джиоева – одна из самых востребованных певиц не только в России, но и далеко за ее пределами. В ноябре 2011 года она победила в телевизионном конкурсе «Большая опера» на телеканале «Культура».

Вероника Джиоева выступала с концертами в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Испании, Италии, Чехии, Швеции, Эстонии, Литве, США, Китае, Южной Корее и Японии. Певица воплотила на сцене образы Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта), Донны Эльвиры («Дон Жуан» Моцарта), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки), Ярославны («Князь Игорь» Бородина), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Микаэлы («Кармен» Бизе), Виолетты («Травиата» Верди), Елизаветы («Дон Карлос» Верди), Леди Макбет («Макбет» Верди), Таис («Таис» Массне), Лиу («Турандот» Пуччини).

Молодая певица является ведущей солисткой сразу трех оперных театров страны: Мариинского, Большого и Новосибирского. Широкое признание столичной публики пришло к Веронике после исполнения партии Фьордилиджи в «Так поступают все» Моцарта под руководством маэстро Т. Курентзиса (Московский международный Дом музыки, 2006). Одна из резонансных премьер на столичной сцене – хоровая опера Р. Щедрина «Боярыня Морозова», где В. Джиоева исполнила партию Княгини Урусовой. В августе 2007 года певица дебютировала в партии Земфиры («Алеко» Рахманинова) под руководством М. Плетнева. Многочисленные громкие премьеры в Мариинском театре не оставили равнодушным ни одного петербуржца. Последняя из этих премьер, «Алеко» Рахманинова режиссера М. Трелинского, прошедшая в Петербурге и в Баден-Бадене под управлением маэстро В. Гергиева, принесла певице грандиозный успех. В ноябре 2009 года в Сеуле состоялась премьера «Кармен» Бизе в постановке А. Степанюка, где Вероника выступила в партии Микаэлы.

Певица успешно сотрудничает с европейскими театрами, в числе которых Teatro Petruzzelli (Бари), Teatro Comunale (Болонья), Teatro Real (Мадрид). В Палермо (Teatro Massimo) с большим успехом прошла постановка оперы Доницетти «Мария Стюарт», где В. Джиоева исполнила заглавную партию. В Гамбургской опере Вероника исполнила партию Ярославны («Князь Игорь» Бородина). В Teatro Real, где до сих пор вспоминают ее Иоланту, с триумфом прошла премьера «Сестры Анджелики» Пуччини. В США она дебютировала на сцене Хьюстонской оперы в партии Донны Эльвиры.

Не менее богата концертная жизнь певицы: в прошедших сезонах исполнены сопрановые партии в Реквиемах Верди и Моцарта, Второй симфонии Малера, Девятой симфонии Бетховена, «Большой мессе» Моцарта (дирижер Ю. Башмет), поэме Рахманинова «Колокола». Значительным этапом в творческой биографии певицы явилось исполнение «Четырех последних песен» Р. Штрауса. Совсем недавно Вероника с триумфом выступила в Реквиеме Дж. Верди во Франции с Национальным оркестром Лилля. В концертном репертуаре Вероники значительная роль отведена произведениям современных авторов – российской публике особенно запомнились вокальные циклы «Бег времени» Тищенко, «Плач гитары» Минкова, а в Европе огромную популярность завоевала фантазия «Разлучница-зима» молодого петербургского композитора Танонова, исполненная в Болонье под руководством маэстро О. Джойя (Бразилия).

В апреле 2011 года Веронике рукоплескала публика Мюнхена и Люцерна – с ошеломительным успехом она исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» с Симфоническим оркестром Баварского радио под руководством маэстро Мариса Янсонса.

Вероника Джиоева – лауреат многочисленных конкурсов, в числе которых Maria Callas Grand Prix (Афины, 2005), Международный конкурс «Янтарный соловей» (Калининград, 2006), Международный конкурс имени Клаудии Таэв (Пярну, 2007), Всероссийский конкурс оперных певцов (Санкт-Петербург, 2005), Международный конкурс имени М. И. Глинки (Астрахань, 2003), Международный конкурс World Vision и Всероссийский конкурс имени П. И. Чайковского. Певица является обладателем множества театральных премий, в числе которых «Золотая Маска», «Золотой софит». За исполнение партии Леди Макбет в совместной российско-французской постановке оперы Верди «Макбет» режиссера Д. Чернякова Вероника удостоена премии «Парадиз».

В 2009 году Веронике Джиоевой присвоены почетные звания «Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания» и «Заслуженная артистка Республики Южная Осетия». В 2010 году Вероника удостоена Национальной премии Чехии EURO Pragensis Ars за заслуги в области искусства.

Среди многочисленных записей певицы особой любовью пользуется альбом «Оперные арии». В конце 2007 года вышел CD, записанный в сотрудничестве с Камерным оркестром Новосибирской

филармонии. Голос Вероники Джиоевой часто звучит в телевизионных фильмах («Монте-Кристо», «Васильевский остров» и других). В 2010 году вышел в свет телевизионный фильм режиссера П. Головкина «Зимнее соло волны», целиком посвященный творчеству Вероники Джиоевой.



 Ссылка на источник (Архив онлайн-трансляций Московской филармонии)
Ссылка на источник (Архив онлайн-трансляций Московской филармонии)

Категория: фильмы о музыке | Добавил: mia
Просмотров: 1014 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: