Главная » Файлы » фильмы о музыке |
24.12.2013, 18:29 | |
![]()
Российский национальный оркестр
художественный руководитель — Михаил Плетнев http://www.rno.ru/ Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетневым. За свою почти четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», — писал тогда обозреватель газеты «Коммерсант». Один из самых выдающихся дирижеров наших дней, маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете очень ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура — одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре». О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнева в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства Российской Федерации, а в 2009 году обрел государственный статус. Коллектив регулярно выступает в лучших залах столицы как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнева, так и с приглашенными дирижерами. РНО — участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года коллектив дал в Беслане Мемориальный концерт памяти жертв теракта и стал первым, кто после бесланской трагедии выступил там по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне оркестр дал благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NINопубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Она охватила три важнейших для христианской культуры географических центра — Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом ватиканском зале папских аудиенций имени Павла VI, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. Совместно
со всемирно известной фирмой DeutscheGrammophon, а также с другими
звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи,
в рамках которой выпущено уже около восьмидесяти альбомов. Многие работы
получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории
российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную
награду — премию «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по
всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов.
Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана
авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены
в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная
Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева, по версии
Би-Би-Си является четвертой в рейтинге самых слушаемых записей классической
музыки за последние семьдесят пять лет. По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на
сегодняшний день РНО является одним из лучших симфонических коллективов нашей
страны: «Большой блеск и рафинированность
Российского национального оркестра позволили ему занять место главного
симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011). ![]() Михаил Плетнев фортепиано • дирижер Один из самых неординарных музыкантов нашего времени – Михаил Плетнев – сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра. Михаил Плетнев родился в 1957 году в Архангельске, в семье музыкантов. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Казанской государственной консерватории, затем в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В возрасте 16 лет Плетнев стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской консерватории в классе профессора Я.В. Флиера, а после его смерти – в классе профессора Л.Н. Власенко (у него же в 1981 г. закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени началась интенсивная концертная деятельность артиста. Он выступал по всему миру с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами мира – Филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии; Симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина; Национальным оркестром Франции и многими другими; играл под управлением выдающихся дирижеров современности — К.Аббадо, К.-М.Джулини, Б.Хайтинка, Л.Маазеля, З.Меты, К.Зандерлинга, Л.Слаткина, Н.Ярви, Р.Шайи, Р.Баршая… Публику и коллег всегда восхищали его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению BBC Music Magazine, Михаил Плетнев «исполняет каждое сочинение как свое собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». В 1980 году Плетнев дебютировал как дирижер. Отдавая основные силы пианистической деятельности, он нередко появлялся за пультом ведущих оркестров нашей страны. Но взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда Михаил Плетнев основал Российский национальный оркестр (1990). Под его руководством оркестр, собранный из числа лучших музыкантов и единомышленников, очень быстро завоевал репутацию одного из лучших оркестров мира. Дирижерская деятельность Михаила Плетнева насыщена и разнообразна. За прошедшие сезоны Маэстро и РНО представили ряд монографических программ, посвященных И.С.Баху, Шуберту, Шуману, Мендельсону, Брамсу, Листу, Вагнеру, Малеру, Чайковскому, Римскому-Корсакову, Скрябину, Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому... Все большее внимание дирижер уделяет жанру оперы: в октябре 2007 состоялся дебют Михаила Плетнева в качестве оперного дирижера на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В последующие годы дирижером были осуществлены концертные исполнения опер «Алеко» и «Франческа да Римини» Рахманинова, «Кармен» Бизе (Концертный зал им. П.И.Чайковского), «Майская ночь» Римского-Корсакова (музей-усадьба Архангельское). Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, Михаил Плетнев выступает в качестве приглашенного дирижера с такими ведущими музыкальными коллективами, как Mahler Chamber Orchestra, Concertgebouw Orchestra, оркестр Philharmonia, Лондонский симфонический оркестр, симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Токийский филармонический… В 2006 году Михаил Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнева» – организацию, целью которой наряду с обеспечением основного детища Плетнева – Российского национального оркестра – является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО. Весьма значительное место в творческой деятельности М.Плетнева занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из музыки балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, фрагменты из музыки балета «Анна Каренина» Щедрина, Альтовый концерт, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. Деятельность Михаила Плетнева постоянно отмечается высокими наградами – он является лауреатом Государственных и международных премий, включая премии Grammy и «Триумф». Только в 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Бенджамин Бриттен (1913-1976) Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии,
новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую
арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом
современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений
во всех жанрах. Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал
«Простую симфонию» для струнного оркестра (2-я ред. — 1934). В 1929 г.
Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где
его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин
(фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего
композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый
ряд камерных произведений, вошедших в программы международных
музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их
автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность
звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского
композитора с представителями неоклассического направления
(И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки
для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным
вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика,
колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки —
охотники» (1936) — сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на
стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен
серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские,
французские песни. В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг
передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события,
развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада
героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце
30-х — начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает
инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный
концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра,
«Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т.
п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие
прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные
вечера» и «Музыкальные утра»). В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском
городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он
получил заказ на оперу «Питер Граймс», которую закончил в 1945 г.
Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала
возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не
дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака
Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила
композитора на создание музыкальной драмы современного, остро
экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует
Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом
отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния,
композитор опирается на стилистику Г. Малера, А. Берга, Д. Шостаковича.
Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых
массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная
изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к
импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной
авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских
островов. За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание
Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана.
Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг.
появляются «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта»
(1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960, по комедии
В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын»
(1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по
Т. Манну). Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно
С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В
его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители
непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на
тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи»,
знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству
Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался
неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других
произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия,
войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира —
получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961), где наряду с
традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи
У. Одена. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и
дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР
(1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл
песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в
которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую
оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в.
«Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы
эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой
для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить
внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной
темой современного передового искусства».
| |
Просмотров: 645 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |