Главная » Файлы » фильмы о музыке |
28.12.2013, 14:01 | |
Национальный филармонический оркестр России Художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Спиваков http://www.nfor.ru/ Национальный филармонический оркестр России (НФОР) был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В.Путина. В составе оркестра объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. В сезоне 2013/14 НФОР отмечает 10-летие со дня основания. Оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер Владимир Спиваков. С НФОР сотрудничают и регулярно выступают выдающиеся дирижеры современности, в том числе постоянные приглашенные дирижеры Джеймс Конлон и Александр Лазарев, а также Кшиштоф Пендерецкий, Юкка-Пекка Сарасте, Джон Нелсон, Мишель Плассон, Кен-Давид Мазур, Отто Тауск, Симон Гауденц, Александр Ведерников и другие. Своей важнейшей задачей НФОР считает преемственность традиций трех великих русских дирижеров – Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина и Евгения Светланова. Изучая партитуры с пометками этих дирижеров, их аудио- и видеозаписи, НФОР стремится сохранить самое ценное из их наследия при формировании своего собственного исполнительского стиля. В нынешнем сезоне оркестр посвящает специальный концерт памяти каждого из этих выдающихся мастеров. Особым направлением деятельности НФОР является поддержка талантливых молодых музыкантов, создание условий для их творческой реализации и профессионального роста. В сезоне 2004/2005 в оркестре была создана не имеющая аналогов в оркестровом мире группа дирижеров-стажеров. Многие из них за эти годы добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград. В концертных программах НФОР принимают участие выдающиеся музыканты, такие как звезды мировой оперной сцены Джесси Норман, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Хуан Диего Флорес, Феруччо Фурланетто, Марсело Альварес, Рамон Варгас, Вальтрауд Майер, Виолетта Урмана, Анна Нетребко; прославленные солисты-инструменталисты Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Гил Шахам, Хилари Хан, Вадим Глузман, Наталия Гутман, Ксавье Филлипс, Татьяна Васильева, Аркадий Володось, Барри Дуглас, Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Кун Ву Пэк и многие другие. Регулярно выступают с НФОР, подчеркивая свою особую близость оркестру, Джон Лилл, Денис Мацуев, Александр Гиндин, Ольга Керн, Николай Токарев, Сергей Догадин, Хибла Герзмава, Татьяна Павловская, Альбина Шагимуратова, Анна Аглатова, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак. Репертуар НФОР простирается от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. За десять лет оркестр представил множество неординарных программ, осуществил ряд российских и мировых премьер, провел множество уникальных абонементов и концертных серий. Подтверждая свой статус и наименование, Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали не только в Москве, но и в различных регионах страны, прокладывая маршруты в самые отдаленные уголки. Оркестр регулярно гастролирует в США, Западной Европе, Японии и Юго-Восточной Азии, в странах СНГ и Балтии. Ежегодно НФОР принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). В мае 2005 года фирма Capriccio выпустила CD и DVD с записью концерта для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца в исполнении НФОР под управлением Владимира Спивакова, которому композитор посвятил это произведение. В 2010-2011 годах НФОР записал несколько альбомов для крупнейшей фирмы звукозаписи SonyMusic с сочинениями П. Чайковского, С. Рахманинова и Н. Римского-Корсакова. В 2007 году НФОР был обладателем гранта Правительства Российской Федерации. С 2010 года Национальный филармонический оркестр России является обладателем гранта Президента Российской Федерации. Дмитрий Лисс дирижер Дмитрий Лисс — один из наиболее талантливых дирижеров своего поколения. Музыкант родился в 1960 году в г. Балашове Саратовской области. Обучался игре на скрипке, затем на кларнете в Харьковской средней специальной музыкальной школе, которую окончил в 1979 году по классам кларнета, истории и теории музыки. В 1984 году окончил Московскую консерваторию (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Дмитрия Китаенко). Творческую деятельность начал во время учебы — в качестве ассистента Д. Китаенко в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. После завершения обучения Дмитрий Лисс занял пост дирижера Кузбасского симфонического оркестра, а в 1991 году стал его главным дирижером (едва ли не самым молодым главным дирижером в России). В 1995 году Д. Лисс стал лауреатом Первого Международного конкурса молодых дирижеров имени Ловро Матачича в Загребе (Хорватия) и в том же году возглавил Уральский академический филармонический оркестр. Параллельно с деятельностью в Уральском оркестре он работал с Российско-Американским молодежным симфоническим оркестром (1997–1999). В 1998 году был ассистентом главного дирижера (Валерия Гергиева) на Всемирном молодежном музыкальном форуме и работал с молодежными симфоническими оркестрами США, Китая, Великобритании, Канады, Израиля, Египта, ЮАР. В 1999–2003 годах Д. Лисс был приглашенным дирижером Российского национального оркестра. В последние годы регулярно выступает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», в сентябре 2013 дирижировал этим коллективом на открытии XIII музыкального фестиваля Ars Longa в Большом зале Московской консерватории. Гастроли дирижера прошли во многих странах: США, Канаде, Японии, Великобритании, Корее, Тайване, Германии, Швейцарии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Австрии, Люксембурге, Венгрии, Филиппинах, Польше, Хорватии, Сербии, Румынии, Эстонии, Литве, Словении. Как приглашенный дирижер Дмитрий Лисс выступает с ведущими российскими коллективами, а также известными зарубежными оркестрами, среди них: Национальные оркестры Франции, Бельгии, Польши, Эстонии, Венгрии и Литвы, Симфонический оркестр KBS (Сеул), «Токио Метрополитен Симфони» и Филармонический оркестр Осаки (Япония), филармонические оркестры Бергена, Будапешта, Белграда, Загреба, симфонические оркестры Берна, Люцерна, Лиссабона, Порто, Мальмо, Оденсе; Residentieorkest и симфонический оркестр Голландского радио, Sinfonia Varsovia, симфонический оркестр Польского радио и многие другие. Среди солистов, с которыми выступал и продолжает выступать Дмитрий Лисс, звезды мировой музыкальной сцены: Мстислав Ростропович, Николай Петров, Владимир Крайнев, Гидон Кремер, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Александр Князев, Вадим Репин, Шломо Минц, Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Андрей Гаврилов, Питер Донохоу, Сергей Накаряков, Владимир Виардо, Акико Суванаи, Соль Габетта, Аркадий Володось, Рено Капюсон, Борис Белкин, Уинтон Марсалис, Киприен Катсарис, Жиль Апап и многие другие. В концертных программах Дмитрия Лисса особое место принадлежит современной музыке. Многие авторы, среди которых Сергей Беринский, Александр Вустин, Александр Розенблат, Патрик де Клерк, доверяли маэстро премьеры своих сочинений. Впервые в России в исполнении Уральского академического филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса прозвучала симфоническая музыка Кароля Шимановского, Тору Такемицу, Фредерика Мартена, Арво Пярта; прошли фестивали музыки Софии Губайдулиной, Авета Тертеряна, Валентина Сильвестрова, Гии Канчели, Андрея Петрова. Д. Лисс принимает участие в таких престижных музыкальных форумах, как фестивали Радио Франции в Монпелье, фортепианный в La Roque d’Anthéron, Europalia в Бельгии, La Follee Joernee (в Нанте, Токио, Бильбао, Варшаве), «Крещендо». В 2007 году Уральский академический филармонический оркестр под управлением Д. Лисса участвовал в Фестивале симфонических оркестров мира в Москве. В 2011 году дирижер стал художественным руководителем нового Евразийского международного фестиваля в Екатеринбурге, в октябре 2013 провел в этом качестве Второй фестиваль (под названием «Евразия»). Член жюри дирижерских и композиторских конкурсов в России и за рубежом, в т. ч. Второго Международного конкурса молодых дирижеров в Загребе и Всероссийского конкурса на создание симфонической музыки для детей «Петя и волк» (председатель). Записи дирижера включают симфонические произведения Мясковского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глиэра, фортепианные концерты Чайковского, Брамса, Хачатуряна и Рахманинова (с Борисом Березовским) и другие произведения, выпущенные на звукозаписывающих фирмах США, Великобритании, Франции, России, Японии, Тайваня, Бельгии и Швейцарии. Последние работы вышли на лейблах Warner Classics International и Mirare. Дмитрий Лисс — лауреат Премии Губернатора Свердловской области (2002), Заслуженный деятель искусств России (2002). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2008 год за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности. «Дирижер года» в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» (2003, 2009). В 2011 году дирижеру присвоено звание «Народный артист Российской Федерации». Борис Березовский фортепиано Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается феноменальной виртуозностью, совершенным звуком с богатейшим спектром динамических оттенков, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей. Пианист родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году восемнадцатилетний музыкант получил IV премию на конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Вигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Ярким подтверждением тому стала Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, завоеванная Березовским в 1990 году. Пианист регулярно выступает с лучшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би Би Си, Резиденси-оркестр Гааги и Филармонический оркестр Роттердама, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Консертгебау и Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, Российский национальный оркестр и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский камерный оркестр Musica viva, Уральский академический филармонический оркестр, Шведский камерный оркестр, Новый Японский филармонический оркестр и другие. Выступления музыканта проходят под управлением Курта Мазура, Шарля Дютуа, Вольфганга Заваллиша, Эндрю Литтона, Антонио Паппано, Владимира Ашкенази, Александра Лазарева, Михаила Плетнева, Юрия Башмета, Дмитрия Китаенко, Александра Рудина, Дмитрия Лисса и многих других известных дирижеров. В области камерной музыки пианист сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Брижитт Анжерер, Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев. Березовский дает сольные концерты в таких прославленных музыкальных центрах, как Берлинская филармония, Амстердамский Консертгебау, Лондонский Роял-Фестивал холл, парижский Театр Елисейских Полей, Венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского. Пианист – участник крупнейших Международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Бориса Березовского в России с 2006 года проходил «Метнер-фестиваль» (в 2006 и 2011 гг. в Москве, в 2007 также в Екатеринбурге и Владимире). В обширной дискографии Бориса Березовского около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD, записанных на таких известных лейблах как Teldec и Mirare/Harmonia Mundi. В сотрудничестве с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса пианист записал все фортепианные концерты С. В. Рахманинова. Работы Бориса Березовского неоднократно были отмечены экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazin, Independent on Sunday, становились выбором журналов Le Monde de la Musique и Gramophone, были удостоены премий: Diapason d'Or и RTL d'Or, «Эхо-Классик», CHOC, Премии немецких критиков и британского журнала BBC Music Magazine. Борис Березовский носит звание Steinway Artist. О
пианисте сняты два документальных фильма: Boris Berezovsky – Change of
Plans: Interview & Performance (концертная съемка 14 июля 2006 года в
Эссене на Рурском музыкальном фестивале, DVD – Naxos, 2007) и Boris
Berezovsky – Pianist und Virtuose (ARTE, ZDF, Sounding Images &
Fernsehbüro, 2007). Ференц Лист1811-1886 Ференц (Франц) Лист (22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя — 31 июля 1886, Байройт, Германия) — австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности. В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Голландии и Германии. Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г. (последний концерт был дан в Елисаветграде), после этого Лист выступал редко. Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и Альберт. Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии. Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам. Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат (область) Шопрон. Отец Франца Листа, Адам Лист (1776—1826) служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстерхази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Говорят, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805—1809 в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына. Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер (1788—1866), родилась в Кремсе (Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились. В октябре 1811 г. рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал. Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену. С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь. После Вены Лист едет в Париж (в 1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано. В этот период Лист начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.). В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе. В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 г.). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видя в нём только виртуоза). Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд. Около 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял. В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию — так начинается следующий период жизни Листа. С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес). В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. »Années de pèlerinage«), преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом — Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику — играет симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе» (см. выше). В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд. В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем — Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале. В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных. К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано. Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один. Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения. Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки — Стасов, Серов, Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда. Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер. В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору. Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается. В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский. В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини — сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников — Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались. Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы. В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты. В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи. В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко. В 1866 г. Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти. В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения). Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын — известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. Умер Лист 31 июля 1886 года в гостинице на руках камердинера. Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik« и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»). Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями
(время создания 1851—1886), которые являются одними из наиболее ярких и
оригинальных его художественных произведений. Лист использовал
фольклор¬ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в
основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр
инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Рапсодии
создавались в следующие года: № 1 — около 1851 года, № 2 —1847 год, №
3-15 — около 1853-го, № 16 — 1882 год, № 17-19 — 1885 год. Сергей Прокофьев1891-1953 Прокофьев стремительно ворвался в бурный, изменчивый ХХ век как неповторимое и ярко новаторское явление. Его искусство вызывало споры и непонимание, восторг и преклонение, оно ошеломляло и даже коробило. Лишь немногим современникам было суждено распознать тогда в начале столетия за броней новаторства и эпатажности подлинного классика ХХ века. Прокофьев был равнодушен к веяниям музыкальной моды. Он всегда двигался своим путем, стремился утвердить и отстоять свою независимость как художник. В зарубежный период (1918-1933) он не примкнул ни к одному художественному течению, что потребовало бы от мастера жесточайших ограничений; не смогли сломить его и чудовищные реалии советского строя со зловещей тенью сталинизма и борьбой с формализмом в искусстве. Искусство Прокофьева выдержало все натиски судьбы и прошло проверку временем. Его музыка содержит в себе удивительную жизнестойкость, мощный заряд энергии, напитанный солнцем и оптимизмом. И эту позитивность мышления композитор пронес через всю свою нелегкую жизнь. Классичность Прокофьева заключена в его универсализме. Искания композитора охватили культурные накопления несколько эпох – от барокко и классицизма до современности с ее радикализмом и стремлением к возведению новых звуковых миров. В стиле композитора соединились тяга к лирическим откровениям романтизма и его же резкое и последовательное отрицание вплоть до откровенной пародии и гротеска, постоянное переосмысление общепринятых норм и традиционализм, поиски новой выразительности в области гармонии, ритма, оркестровки и утверждение неувядаемого мелодического начала, опирающегося на народно-песенные истоки. Его творчество стало встречей эпох и обновлением русских музыкальных традиций. За каждым парадоксом новаторства Прокофьева всегда был виден «хвост» традиций русской школы. Его гений не смог бы реализоваться без учителей Римского-Корсакова и Лядова, Глазунова и Черепнина. Еще глубже связь – с традициями Мусоргского и Бородина. Эволюция Прокофьева шла как бы в «обратной» перспективе – через дерзкие завоевания, варварство и «скифство» к обретению новой простоты, мудрой человечности искусства. Любопытно, что еще недавнего ниспровергателя музыкальных законов современники зачисляли в ранг консерваторов. При всей неоднозначности оценок его творчество стало неотъемлемой частью культурного пространства ХХ века. Открывая мир заново, Прокофьев продолжает великие традиции музыкального искусства прошлого, связанные с поисками гуманистического начала, осмыслением жгучих проблем современности через призму истории.
| |
Просмотров: 1244 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||