Главная » Файлы » фильмы о музыке |
А. С. Даргомыжский. Биографический фильм.
21.12.2012, 22:30 | |
Александр Сергеевич Даргомыжский: биография 14.02.1813 - 17.01.1869 Россия А.С. Даргомыжский родился в семье мелкопоместного дворянина. Отец, Сергей Николаевич Даргомыжский, получил образование в Университетском Благородном пансионе в Москве. В конце 1817 года получил приглашение на службу в Петербург - в Государственный коммерческий банк. И вместе со своей семьей приезжает в Петербург из Смоленской области. В 1829 году С.Н. Даргомыжский получает потомственное дворянство, а в 1840 году выходит в отставку. Мать, урожденная княгиня Козловская, принесла в семью характерные черты барско- патриархального быта: дети получали домашнее воспитание, проникнутое нравоучительством, где преобладающим элементом была французская речь и культура. Помимо Александра, в семье было еще несколько детей: Эраст (1811), Людмила (1827), Софья (1815), Виктор (1816), и Эрминия (1827). Марья Борисовна Даргомыжская, мать композитора. Акварель неизвестного художника Время переезда в Петербург совпало с радостным событием - начал разговаривать всеобщий любимец Сашенька, который с рождения не разговаривал, что очень беспокоило его родителей. В Петербурге у Александра Сергеевича начались систематические занятия по гуманитарным наукам.. Музыке в семье Даргомыжских уделяли большое внимание: Эраст играл на скрипке, Людмила - на арфе. Отец будущего композитора мечтал о домашнем ансамбле. В 1819 году с Сашей начала заниматься по фортепиано Луиза Вольгенборн, которая практически ничему его не научила. В 1821 году - новый педагог по ф-но: Адриан Трофимович Данилевский. Он был известным музыкантом и педагогом. После нескольких занятий он уже поставил Саше руки. Александр Сергеевич делал большие успехи в занятиях. Одновременно он сочинял различные произведения. Но его новый учитель преследовал и даже уничтожал его сочинения. По воспоминаниям Даргомыжского, Данилевский считал неприличным для русского дворянина заниматься сочинительством и полагал, что ученик мог бы лучше употребить свое время на заучивание данного фортепианного урока. В скором времени появляется еще один педагог-скрипач, крепостной П.Г. Воронцов. Он наоборот поощряет его сочинительские опыты. В доме Даргомыжских атмосфера всегда была насыщена творческим духом. Дети знакомились с литературой, историей, поэзией, учили иностранные языки, сочиняли и переводили стихи. Постоянно ставились домашние спектакли. Мать Даргомыжского писала пьесы, одна из них - "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". В их доме часто бывали петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества". Сергей Николаевич Даргомыжский, отец композитора. Акварель Вагенгейма, 1839 г. Постепенно родители Александра убеждались, что сыну нужен учитель с более широким кругозором и концертной практикой. Выбор остановили на приезжем музыканте Вены Франце Шоберлехнере. Концертирующий пианист, к тому же недурно играющий на скрипке, сочиняющий музыку, с 1824 года неоднократно выступавший в Петербурге и оцененный русскими музыкальными критиками. C 1828 по 1831 г.г. Шоберлехнер занимался с Сашей, оттачивая его пианистическое мастерство, передал ему свою любовь к музыке Бетховена. Нередко они вместе участвовали в домашних концертах: Шоберлехнер - альт, Даргомыжский - 2-я скрипка. В 30-х годах в Петербурге Даргомыжский уже считался блестящим пианистом. "На 18-м и 19-м году - пишет Даргомыжский - написано было мною, конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов. Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, родители пригласили учителя пения - Бенедикта Цейбиха. Этот берлинец обладал красивым голосом, был известен как актер и режиссер немецкой труппы музыкального театра столицы. Культурный, образованный, он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог живо и интересно рассказывать об этой музыке своему воспитаннику. Благодаря ему, Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал превосходным педагогом. Вследствии перенесенной в детстве кори, голос остался у него высокий. Шоберлехнер и Цейбих были последними педагогами Даргомыжского. Далее он шел по пути музыкального образования самостоятельно. В 1827 году началась работа Александра Даргомыжского в канцелярии. Он быстро продвигался по службе: в 1829 г. становится коллежским регистратором.. Закончил службу в 1843 г., выйдя в отставку титулярным советником. А.С. Даргомыжский. Портрет неизвестного художника. В 30-е годы дом Даргомыжских - обычно шумный, полный веселья, надолго затих. Семью подкосила гибель детей и близких: Эраста и Виктора, мужа Людмилы, через несколько лет самой Людмилы и ее ребенка. Из-за этих трагических событий Даргомыжские никого не принимают. Отчасти по этой причине Даргомыжский стал частым гостем в литературных и музыкальных салонах знакомых. Его привлекало блестящее общество, круговорот светских отношений, внимание прекрасного пола, весьма благосклонно относящегося к нему, свободные споры о литературе и музыке. Даргомыжского часто приглашали на вечера, где он охотно играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, иногда пел романсы, аккомпанируя себе на рояле. С интересом наблюдая за столичной жизнью, Александр Сергеевич более сближается с кругом творческой интеллигенции Петербурга. Одним из любимых мест сбора литературной элиты был дом поэта И.И. Козлова - слепого, разбитого параличом человека, но живо интересующегося новостями художественной жизни. Множество интересных людей собирал у себя писатель и музыкальный критик В.Я. Одоевский. С радостью встречали Даргомыжского и у Карамзина. К тому времени относится и знакомство Даргомыжского с А.В. Тимофеевым - популярным поэтом, на стихи которого были созданы романсы: "Каюсь, дядя, черт попутал", "Свадьба", "Баба старая", "Не судите, люди добрые". В середине 30-х Даргомыжский знакомится с М.И. Глинкой, который в то время заканчивал "Жизнь за царя". Двух музыкантов сблизило одинаковое воспитание, любовь к искусству. Они подолгу и часто музицировали. Конец 30-х был переломным моментом в жизни Даргомыжского. Постепенно на второй план уходила его исполнительская практика. Теперь он чаще всего бывал на "средах" у Кукольников, на вечерах у Жуковского, особенно часто у Глинки. Возобновились вечера в родительском доме. Перед концертами Александр Сергеевич часто и подолгу занимался с певцами, затем аккомпанировал им. Постепенно педагогическая деятельность стала еще одной профессией Даргомыжского. В 1843 году возникло Общество инструментальной и вокальной музыки, куда руководителем оркестра был приглашен Даргомыжский. К 1844 году у Даргомыжского укрепилось желание (как в свое время у Глинки) съездить за границу, попытать счастья в Европе, познакомиться с современной зарубежной оперой. Путь его лежит в Берлин, Брюссель и в Париж. В Берлине состоялась встреча с Джакомо Мейербером. В 1845 году Даргомыжский возвращается в Петербург. После заграничной поездки композитор углубляется в изучение сборников народной поэзии, песен, этнографических исследований. Он обращается к трагедии Пушкина "Русалка", в 1855 году она была завершена. А. Даргомыжский. Фото С. Ливицкого. Вторая половина 1850-х годов В конце 50-х г.г. к Даргомыжскому "потянулись" композиторы будущей "Могучей кучки". Особенно сблизились они в последние годы жизни Александра Сергеевича, во время его работы над "Каменным гостем". Общество музыкантов охотно разделяла сестра Глинки - Людмила Ивановна Шестакова. В феврале 1857 г. скончался Глинка. Это стало невосполнимой утратой для всех. В 1860 г. Даргомыжского избирают почетным членом РМО (Русское музыкальное общество). Также Александр Сергеевич принимает активное участие в разработке Устава первого в России "ВУЗа" - Петербургской консерватории. В 1864 г. скончался Сергей Николаевич Даргомыжский, с которым Александр Сергеевич, не имея собственной семьи, прожил бок о бок всю свою жизнь. В ноябре 1864 г. Даргомыжский уезжает за границу: Варшава (где проходит встреча с Монюшко), Лейпциг, Брюссель, Париж - общение с прежними петербургскими знакомыми, а также уроки, помогающие заглушить тоску: "Учу француженок петь русские романсы:". В скором времени он возвращается на родину. В 1867 г. отказывается от руководства РМО А.Г. Рубинштейн, который порекомендовал вместо себя Даргомыжского. Весной 1867 г. А.С. Даргомыжский принимает на себя руководство. Самое крупное завершенное симфоническое произведение этого периода - "Чухонская фантазия". А.С. Даргомыжский. Портрет художника А. Волкова, 1869 г. Еще в 1863 г. Даргомыжский примеривался к тексту "Каменного гостя", в 1866 - пытался начать работу, а в 1868 г. процесс сочинения пошел очень быстро. В 1868 году он делился с Беленициной: "Каменный гость" обратил мое внимание еще пять лет тому назад, когда я был совершенно здоров, и я отшатнулся пред колоссальностью этой работы. А теперь, больной, в течении двух с половиной месяцев, написал почти 3/4 всей оперы. Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова. Конечно, это произведение будет не для многих, зато мой музыкальный кружок зело доволен трудом моим". Однако, он не успел положить на музыку окончание первой картины, дописать вступление и оркестровать. Болезнь взяла свое. Завершить оперу он просил Ц.А. Кюи, а оркестровать Римского-Корсакова. В 1969 г. А.С. Даргомыжский скончался. | |
Просмотров: 6271 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |