Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Каданс

15:51 Суббота 18.11.2017
Главная » Файлы » фильмы о музыке

Рихард Штраус «Молчаливая женщина» Richard Strauss "Die schweigsame Frau"
14.07.2016, 01:34

смотреть онлайн

Sir Morosus Franz Hawlata
Haushälterin Okka von der Damerau
Der Barbier Николай Борчев
Henry Morosus Daniel Behle
Aminta Brenda Rae
Isotta Elsa Benoit
Carlotta Tara Erraught
Morbio Christian Rieger
Vanuzzi Christoph Stephinger
Farfallo Tareq Nazmi
Musikalische Leitung: Pedro Halffter
Inszenierung: Barrie Kosky
5. Oktober 2014, Bayerische Staatsoper

Nach wie vor werden vier bis sechs Kameras im Zuschauerraum auf www.staatsoper.de/tv die Aufführungen in die ganze Welt übertragen. Bis zu 40 Mikrofone im Orchestergraben und auf der Bühne liefern erstklassige Tonqualität. Das Videobild wird auch in dieser Spielzeit in High Definition (Full-HD) produziert.

МОЛЧАЛИВАЯ ЖЕНЩИНА (Die schweigsame Frau) — комическая опера Р. Штрауса в 3 д., либретто С. Цвейга по комедии Б. Джонсона «Эписин, или Молчаливая женщина». Премьера: Дрезден, 24 июня 1935 г., под управлением К. Бёма (М. Чеботари — Аминта).

Композитор и либреттист переосмыслили содержание и образы пьесы, перенесли действие в более позднюю эпоху. Юмор Джонсона терпок и груб. Цвейг не только смягчил его, но и внес в текст гуманистическое начало.

Адмирал в отставке сэр Морозус (у Джонсона — Мороуз) ненавидит шум, так как во время флотской службы повредил барабанную перепонку. Старый холостяк, чувствующий себя одиноким, не прочь жениться, но только на тихой, молчаливой женщине. Желание это превращается в твердое намерение, когда он узнает, что его единственный племянник Генри, прибывший в Лондон,— директор оперной труппы. Что может быть более шумно и неприятно, чем музыканты, певцы? Морозус решает наказать племянника, лишить его наследства, а самому вступить в брак и обзавестись потомством. «Помогает» отставному адмиралу в его решении продувной плут-цирюльник, вступивший в заговор с племянником Морозуса. Жена Генри, артистка Аминта, сыграет роль молчаливой женщины, будущей супруги адмирала. Цирюльник приводит на смотрины трех невест (артисток труппы), и адмирал выбирает самую кроткую и молчаливую, то есть Аминту. Актеры разыгрывают роли священника и нотариуса. Морозус и Аминта обвенчаны. И вдруг «молчаливая женщина» превращается в шумную, крикливую мегеру. Адмирал в отчаянии. На помощь ему приходит племянник, который уводит «фурию» и запирает ее в соседней комнате, но спасения от шума нет. Адмирал решает развестись. Аминта соглашается на развод только после получения солидной суммы. Разыгрывается комедия развода. В финале все выясняется. Добродушный Морозус прощает племяннику и Аминте их шутку, расхваливая спокойную, тихую старость, которую музыка может украсить.

Цвейг приблизил сюжет к опере Доницетти "Дон Паскуале", Штраус же, создавая музыку, шел от более высоких традиций: несомненно, он ориентировался на "Фальстафа" Верди. Композитор стремился к созданию гуманистической комедии, полной любви к людям. Поэтому старый адмирал непохож на мерзкого старика из пьесы Бена Джонсона, а Аминта, против воли разыгрывающая роль мегеры, полна симпатии и нежности к адмиралу — в отличие от проходимца, выступающего в роли «молчаливой женщины» у Джонсона. В значительной степени музыка опирается на традиции старинной оперы (Легренци, Моцарт) и искусства английских вёрджинелистов. Но стилизация не определяет ее основного характера. Интонации живой речи метко фиксируются в речитативах, преобразуются в выразительные ариозо. Искусство композитора с блеском проявилось в многочисленных ансамблях (секстет, септет и стретта-октет), напоминающих ансамбли «Фальстафа». Мудрое равновесие основных элементов, благородство и ясность пропорций делают «Молчаливую женщину» одной из вершин творчества Штрауса.

Первая постановка оперы состоялась, когда у власти находились нацисты, не желавшие допустить на афишу имени С. Цвейга, как еврея. Опера была снята после трех представлений. «Молчаливая женщина» исполнялась за пределами гитлеровского государства, а после его разгрома неоднократно ставилась в Германии и Австрии (в Дрездене, Мюнхене, Вене, Висбадене, Зальцбурге).
А. Гозенпуд

`Die schweigsame Frau` 1931-34
Комическая опера в 3 частях.
Либретто Стефана Цвейга по Бену Джонсону.
Первое представление 24 июня 1935 в Дрездене, дирижер Карл Бём.
Немец, пытающийся шутить по-итальянски - жалкое зрелище... В отличии от `Кавалера розы`,
аналогичной комедии `напудренных париков`, время от времени благоухающей, благодаря
моцартовским удобрениям; `Молчаливая женщина` умолкает, растворяясь в тумане забвения.
Либретто самого Стефана Цвейга, из-за которого Штраусу пришлось унижаться перед ничтожным
Геббельсом, не спасло положения. Впрочем, не Геббельс, не Гитлер так и не явились,
несмотря на свои заверения, на премьеру...

Рихард Штраус (1864-1949) по характеру был полной противоположностью своему старшему современнику. Прекрасный семьянин, всю жизнь проживший с одной женщиной, преданный детям и внукам, он и пал жертвой этой преданности. В творчестве столь же педантичный и строго организованный, как и в жизни, он был немец до мозга костей.

Родился он в Мюнхене, его отцом был первый валторнист придворного оркестра, который глубоко презирал бывшего тогда в моде Вагнера. Эту неприязнь отец пытался воспитать и в своем сыне. Любопытно, что в будущем Штраус считал Вагнера "вершиной, выше которой не подняться никому. Впрочем, - добавлял он с широкой баварской улыбкой, - эту гору я обошел".

Юный Штраус учился в Мюнхенском университете, слушал курс философии, историю искусств и эстетику. Познакомившись с выдающимся дирижером Гансом фон Бюловым (первым зятем Листа), Рихард начал заниматься дирижерством, и эта деятельность стала неотъемлемой частью его жизни до конца дней. Бюлов помог Штраусу стать придворным капельмейстером в Майнингене. Затем он перешел в Мюнхенскую придворную оперу и работал там. Но что-то не нравилось молодому музыканту в своей родной Баварии, которую он раздраженно называл "безотрадным пивным болотом". Поэтому, бросив все, он уехал путешествовать по Греции и Египту. Это действительно оказало благотворное влияние на его душу, чего не скажешь о физическом здоровье: после поездки Штраус заболел воспалением легких. Вскоре композитор женился на Паулине де Ана. Она была певицей-сопрано и исполнительницей его первых сочинений. Рихард продолжил работу в Мюнхенской опере, но недолго - "пивное болото" тяготило его. И в 1898 году Штраус переехал в Берлин.

Там его поглотила не только дирижерская и композиторская деятельность, но и общественная. Штраус стал организатором "Товарищества немецких композиторов" и председателем "Общедоступного немецкого музыкального союза". Потом он увлекся еще и педагогической работой и стал вести мастер-класс в Прусской академии искусств, а затем - переехал в Вену. В Венской государственной опере Штраус дирижировал в течение 1919-24 годов.

Всемирную славу Штраус снискал себе после постановки его оперы "Саломея". На гонорар, полученный за эту оперу, композитор построил себе дом в Гармише - горном районе Баварии. Этот дом и стал его прибежищем до конца жизни.

Когда к власти пришли нацисты, настали черные дни для немецкой культуры, но еще труднее было ее представителям. Многие писатели и музыканты эмигрировали. Штраус не только остался дома, но и стал сотрудничать с ними. Он неоднократно встречался с Гитлером, Герингом и Геббельсом. Штраус был объявлен президентом нацистской имперской музыкальной академии. Причина всего этого лежала не столько в убеждениях композитора, сколько в семейных обстоятельствах: его невестка была еврейкой. Своих внуков Штраус любил безгранично и очень опасался, что их погонят из школы. Кроме того, он работал бок о бок со Стефаном Цвейгом, а он тоже был еврей, как евреем был и издатель Штрауса. Все это оказалось такими взрывоопасными обстоятельствами, что композитор вынужден был покорно и услужливо дирижировать там, где указывали новые господа, сочинять музыку к Олимпийским играм, инструментовать военные марши. И почему-то не поворачивается язык осудить его за это.

Впрочем, "недолго музыка играла". Вскоре после постановки оперы "Молчаливая женщина", которую Штраус написал в содружестве со Стефаном Цвейгом, композитор решил приступить к новой работе в том же составе. С этой целью он написал Цвейгу письму, в котором среди прочих мыслей о новой опере были некоторые неосторожные высказывания в адрес гитлеровских властей. Письмо перехватило гестапо. Штрауса вызывали, допрашивали и вынудили подать в отставку. Конечно, опера была запрещена.

Живя в своем Гармише, Штраус выезжал дирижировать оркестрами, но в основном сочинял музыку. Трезвое отношение к самому себе как композитору видно из его высказывания: "Мне никогда не приходят в голову длинные мелодии, как Моцарту. Но вот в чем я понимаю толк, так это в умении использовать тему, парафразировать ее, вытянуть из нее все, что в ней заложено". Штраусу было свойственно фантастическое владение возможностями симфонического оркестра. Его симфонические поэмы "Тиль Уленшпигель", "Так сказал Заратустра", "Дон Жуан" и другие буквально опьяняют слушателя, вовлекают его в волшебный мир оркестровых красок. Там много изобразительных эффектов, шутливых, изворотливых мотивчиков, глобальных, как бы вселенских звучаний и пленительных лирических мелодий. Музыка Штрауса - карнавал симфонических находок.

Долгое время из-за своего сотрудничества с нацистами музыка Штрауса была персоной non grata в нашей стране. Но каждому мало-мальски культурно развитому человеку ясно, что к искусству нельзя относиться прямолинейно. Ведь теперь, когда общеизвестны преступления советских коммунистов, никому не придет в голову запретить музыку, например, Прокофьева за то, что он написал произведение на тексты Маркса, Энгельса и Ленина, или Шостаковича за его революционные симфонии. Тем более, что главные свои произведения Штраус писал все-таки не для нацистов.

Внутренняя собранность и организованность этого художника вызывает восхищение. Он относился к сочинению музыки как хороший ремесленник к своей работе. Современники вспоминали: "В девять часов утра он садится за стол и продолжает работу с того места, на котором остановился вчера, и так без перерыва до двенадцати или до часу. После обеда он играет в скат, а вечером при любых обстоятельствах дирижирует в театре. Всякая неровность ему чужда, днем и ночью его художнический разум одинаково бодр и ясен. Когда прислуга стучится в дверь, чтобы подать концертный фрак, он откладывает работу, едет в театр и дирижирует с той же уверенностью и с тем же спокойствием, с какими после обеда играет в скат, а вдохновение снова включается на следующее утро в том же месте, где была прервана работа". Вспомните его однофамильца, сочинявшего вальсы, слоняясь из комнаты в комнату!

Штраусу принадлежит гениальная шутка: "Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню".

Таковы были два самых знаменитых Штрауса в музыке. Очень разные, но оба талантливые. Невозможно представить себе историю музыкальной культуры без того и другого.

Категория: фильмы о музыке | Добавил: mia
Просмотров: 255 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: