Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Каданс

00:48 Суббота 20.04.2024
Главная » Файлы » фильмы о музыке

Вершины мастерства. Барокко. «Сад господина Рамо»
26.10.2013, 22:54


Один из самых авторитетных европейских барочных коллективов, Ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), был основан в 1979 году клавесинистом и дирижёром Уильямом Кристи и назван в честь одноименной оперы Марка-Антуана Шарпантье. Сегодня коллектив объединяет выдающихся режиссёров и балетмейстеров, певцов и танцовщиков, являясь своего рода Академией Музыки, подобно той, что была основана во Франции три столетия назад королём Людовиком XIV. Среди самых успешных проектов

коллектива – постановка «Атиса» Люлли в Парижской Комической опере, ставшая одним из заметных культурных событий на пути возрождения забытой музыки прошлого, а также исполнение опер Рамо на сцене парижской Опера Гарнье.

В 2002 году Уильям Кристи создает при ансамбле вокальную Академию Le Jardin Des Voix («Сад голосов»). Раз в два года шесть молодых солистов Академии совершают концертный тур с Les Arts Florissants, который проходит в лучших залах мира. Нынешние гастроли участников Академии – шестые: для них артисты подготовили красивый, наполовину инсценированный концерт «Сад господина Рамо». Программа включает арии, мадригалы, фрагменты опер и ораторий барочных композиторов на излюбленные в то время сюжеты – любовь, месть, герои-полубоги, аллегорические сюжеты.


Вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants — один из наиболее известных и признанных в Европе и мире ансамблей старинной музыки. Коллектив, посвятивший свое искусство исполнению барочной музыки на исторических инструментах, был основан в 1979 году франко-американским клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи и получил свое имя по названию оперы Марка-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants).

Главной заслугой ансамбля считается возрождение во Франции интереса к музыке XVII–XVIII вв. — как французской, так и европейской. Эта музыка долгое время по большей части пребывала в забвении и возвращена к жизни именно ансамблем Les Arts Florissants. Многие рукописи были буквально «раскопаны» Уильямом Кристи и музыкантами ансамбля в Национальной библиотеке Франции, и теперь этот репертуар широко представлен на концертной и оперной сцене, вызывая всеобщее восхищение.

С 1987, со времени постановки спектакля «Атис» Люлли в парижской Opéra-Comique, с триумфом возобновленного в мае 2011 года, ансамбль очень интенсивно и с огромным успехом работает в этом жанре. Наибольший резонанс вызвали постановки опер Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» на фестивале в Экс-ан-Провансе, 2000 и 2002; «Коронация Поппеи», 2005; «Орфей» в Королевском театре Мадрида, 2008), Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), Люлли («Армида», 2008), Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Перселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006; «Королева фей», 2010), Моцарта («Волшебная флейта», 1994, «Похищение из сераля» в Opera du Rhin в Эльзасе, 1995), опер и ораторий Генделя («Орландо», 1993; «Атис и Галатея», 1996; «Семела», 1996 и 2010; «Альцина», 1999; «Ксеркс», 2003; «Геркулес», 2004 и 2006; L’Allegro, il Moderato ed il Penseroso, 2007).

Les Arts Florissants сотрудничали со знаменитыми режиссерами, такими как Альфредо Ариас, Роберт Карсен, Пьер Луиджи Пицци, Грэм Вик, Дебора Уорнер, а также с хореографами: Франсин Лансело, Иржи Килиан, Беатрис Масин, Анна Йепес, Ширли Уинн, Бьянка Ли, Хозе Монтальво, Доминик Эрве и многими другими.

Ансамбль достиг выдающихся успехов и в концертной деятельности, что подтверждается многочисленными концертными исполнениями опер («Зороастр» и «Празднества Гебы» Рамо, «Идоменей» Кампра, «Иевфай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Актеон», «Версальские удовольствия», «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Дидона и Эней» Перселла, «Сусанна» и «Юлий Цезарь» Генделя), духовной музыки (мотеты Рамо, Мондонвиля, Демаре, Люлли, Шарпантье), «Страстей по Матфею» Баха, ораторий Генделя («Мессия», «Израиль в Египте», «Теодора»), светской камерной музыки, а также большого числа хоровых произведений.

В 1999 ансамбль Les Arts Florissants обратился к современному репертуару, исполнив премьеру Мотета для пяти солистов и оркестра Hunc igitor terrorem Бетси Жолас, отметив таким образом свое 20-летие.

Ансамбль имеет впечатляющую дискографию: более 40 записей на студии Harmonia Mundi и около 30 на Warner Classics/Erato, последняя из которых — «Теодора» Генделя. Начав в 2003 году сотрудничество с компанией EMI/Virgin Classics, ансамбль выпустил более 10 записей, включая недавние — ораторию Гайдна «Сотворение мира» и Lamentazione, первую запись под управлением Пола Агню. Каталог записей ансамбля на DVD, включающий около 80 названий, недавно пополнился записями «Дидоны и Энея» Перселла (на студии Deborah Warner) и «Армиды» Люлли (постановка Роберта Карсена). В ближайшее время будет осуществлена запись «Атиса» Люлли (на FRA Musica). Недавно вышел четвертый DVD-диск из серии Le Jardin des Voix («Сад голосов»), где записаны фрагменты из опер Перселла, Шарпантье, Рамо, Генделя, Моцарта, Гретри, Филидора с участием артистов из разных стран, стажирующихся в основанной Уильямом Кристи Академии молодых певцов в г. Кане, а также диск с записью спектаклей театра Comédie-Française «Влюбленный доктор» и «Сицилиец» Мольера с музыкой Люлли (2006).

В течение 20 лет резиденцией Les Arts Florissants является театр в Кане, а музыканты — его постоянные артисты. Каждый сезон ансамбль выступает в Нижней Нормандии (Кан — административный центр этого региона). Также он много концертирует во Франции и за рубежом, являясь своеобразным посланником французской культуры (концерты в Бруклинской академии музыки, Линкольн-центре в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне, Королевском театре Мадрида, на фестивале в Вене и на многих других престижных фестивалях и лучших концертных залах мира). В сезоне 2010–2011 коллектив представил 11 программ и дал более чем 80 концертов и спектаклей в городах Франции, Мадриде и других городах Испании, в Москве и Санкт-Петербурге в рамках Года Франции в России, а также в Вене, Нью-Йорке, Пекине, Брюсселе, Будапеште, Роттердаме, Утрехте.

В последние годы Уильям Кристи регулярно приглашает к сотрудничеству исполнителей и дирижеров, близких ансамблю по своим творческим принципам и устремлениям. Это, к примеру, Пол Агню, знаменитый тенор и дирижер, первым после Кристи вставший за пульт Les Arts Florissants (дирижировал Vespers Вивальди в январе 2007 и программой, включавшей «Оду» и антемы Генделя в июне 2008), и Джонатан Коэн, который дирижировал одним из представлений оперы Герольда «Зампа» в 2008 в Opéra-Comique и программой из произведений Глюка, Гайдна и Моцарта в начале сезона 2009–2010.

В 2009, когда Les Arts Florissants отмечали 30-летие, был создан сайт Arts Flo Media, специально для того, чтобы задокументировать наиболее значительные события в истории ансамбля, поделиться плодами многолетней деятельности в области возрождения барочной музыки, особенно французской. Сайт позволяет пользователям «побывать» на сотнях концертов и спектаклей ансамбля со времени его основания и до наших дней. Он также открывает доступ к богатому архиву коллектива: это около сотни партитур (большей частью неопубликованных), архив аудио — и видеоматериалов, богатая коллекция фотографий, буклетов и программок.

Помимо этого, несколько раз в год сайт представляет трансляции с концертов и оперных спектаклей Les Arts Florissants. Постепенно эти трансляции станут доступны для просмотра он-лайн в любое время.

Ансамбль пользуется финансовой поддержкой Министерства культуры и коммуникаций Франции, администрации г. Кан и региона Нижняя Нормандия. Генеральный спонсор ансамбля — компания Imerys, мировой лидер по добыче белой глины и производству керамики.



Уильям Кристи — клавесинист, дирижер, музыковед и педагог — является вдохновителем одного из самых волнующих проектов последней четверти ХХ века: вокально-инструментального ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из признанных мировых лидеров в области аутентичного исполнения старинной музыки.

Маэстро Кристи родился 19 декабря 1944 года в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. Во Франции живет с 1971 года. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Его деятельность первопроходца привела к возрождению интереса к барочной музыке и ее признанию во Франции, особенно французского репертуара XVII — XVIII веков. Он блестяще проявил себя и как музыкант — руководитель ансамбля, вскоре ставшего популярным во Франции и в мире, и как деятель музыкального театра, познакомивший музыкальный мир с новыми интерпретациями, главным образом, забытого или вовсе неизвестного оперного репертуара. Признание публики пришло к нему в 1987 году с постановкой оперы «Атис» Люлли в парижской Opéra-Comique, с которой ансамбль впоследствии гастролировал по всему миру с большим успехом.

Энтузиазм Уильяма Кристи по отношению к французской музыке барокко всегда был велик. Он в равной степени замечательно исполняет оперы, мотеты, придворную музыку Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондовиля, Кампра, Монтеклера. При этом маэстро постоянно исследует и с удовольствием исполняет европейский репертуар: например, оперы Монтеверди, Росси, Скарлатти, партитуры Перселла и Генделя, Моцарта и Гайдна.

Обширная дискография Кристи и его ансамбля (свыше 70 записей, сделанных на студиях Harmonia Mundi и Warner Classics/Erato; многие из них получили награды во Франции и за рубежом) доказывает многогранность и универсальность музыканта. С ноября 2002 Кристи и ансамбль записываются на EMI/Virgin Classics (первый CD — сонаты Генделя со скрипачом Хиро Куросаки, концертмейстером Les Arts Florissants).

Уильям Кристи плодотворно сотрудничает с известными театрами и такими оперными режиссерами, как Жан Мари Вильеже, Жорж Лавелли, Адриан Нобле, Андрей Сербан и Люк Бонди. Это сотрудничество всегда приводит к ярким достижениям в области музыкального театра. Заметными событиями стали постановки опер Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), опер и ораторий Генделя («Орландо», 1993; «Атис и Галатея», 1996; «Семела», 1996; «Альцина», 1999; «Роделинда», 2002; «Ксеркс», 2004; «Геркулес», 2004 и 2006), опер Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Перселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006), Моцарта («Волшебная флейта», 1994, «Похищение из сераля», 1995) в таких театрах, как Opéra-Comique, Opera du Rhin, Théâtre du Châtelet и других. С 2007 года Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевской оперой в Мадриде, где ансамбль в течение нескольких сезонов представляет все оперы Монтеверди (первая — «Орфей» — была поставлена в 2008).

Ангажементы Кристи и его ансамбля на фестивале в Экс-ан-Провансе включают оперы «Кастор и Поллукс» Рамо (1991), «Королева фей» Перселла (1992), «Волшебная флейта» Моцарта (1994), «Орландо» Генделя (1997), «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди (2000 и 2002), «Геркулес» Генделя (2004).

Уильям Кристи регулярно получает приглашения принять участие в престижных оперных фестивалях (как, например, Глайндборнский, где он дирижировал «Оркестром Века Просвещения», исполнив ораторию «Теодора» и оперу «Роделинда» Генделя). В качестве приглашенного маэстро дирижировал в Цюрихской опере «Ифигенией в Тавриде» Глюка, «Галантными Индиями» Рамо, «Радамистом», «Орландо» и «Ринальдо» Генделя. В Национальной опере в Лионе — операми Моцарта «Так поступают все» (2005) и «Свадьба Фигаро» (2007). С 2002 — постоянный приглашенный дирижер оркестра Берлинской филармонии.

31 декабря 2011 года Уильям Кристи продирижировал в Метрополитен-опера оперой-пастиччо «Зачарованный остров», на музыку Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, Г. Перселла, А. Кампра, Ж. М. Леклера, Д. Б. Феррандини и Ж. Ф. Ребеля, в постановке знаменитого режиссера Джереми Симса. Либретто написано им же на основе «Бури» Шекспира с добавлением фрагментов из «Сна в летнюю ночь». В 2012 году этот спектакль вышел на DVD.

Уильям Кристи — всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей (Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе) начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством. В 1982-1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории (вел класс ранней музыки). Его часто приглашают давать мастер-классы и проводить семинары.

В продолжение педагогической деятельности, Уильям Кристи основал Академию молодых певцов в Кане, названную Le Jardin des Voix («Сад голосов»). Сессии Академии, прошедшие в 2002, 2005, 2007, 2009 и 2011 гг., вызвали огромный интерес во Франции и Европе, а также в США.

В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Он — Командор ордена Почетного легиона, Кавалер ордена искусства и литературы. В 2004 году он был удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год — приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, а в январе 2010 официально принят в члены Института Франции.

Последние 20 лет Уильям Кристи проживает на юге провинции Вандея в доме начала XVII века, признанном в 2006 году историческим памятником, который он возродил из руин, отреставрировал и окружил уникальным садом в духе великолепных итальянских и французских садов так любимого им «золотого века». 



 Ссылка на источник (Архив онлайн-трансляций Московской филармонии)
Ссылка на источник (Архив онлайн-трансляций Московской филармонии)

Категория: фильмы о музыке | Добавил: mia
Просмотров: 874 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: