Главная » Файлы » фильмы о музыке |
19.01.2014, 10:37 | |
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
художественный руководитель — Юрий Симонов Академический симфонический оркестр Московской филармонии, отметивший в 2011 году свое 60-летие, по праву занимает одно из ведущих мест в мировом симфоническом искусстве. Оркестр был создан в 1951 году при Всесоюзном Радиокомитете, а в апреле 1953 года вошел в штат Московской филармонии, став ее «визитной карточкой». За прошедшие десятилетия оркестр дал более 5500 концертов более чем в 50 странах мира. Его выступления проходили в лучших залах мира, на престижных российских и зарубежных фестивалях. За пультом оркестра стояли лучшие отечественные дирижеры, многие великие зарубежные маэстро, в числе которых — Г. Абендрот, К. Зандерлинг, А. Клюитенс, Ф. Конвичный, Л. Маазель, И. Маркевич, З. Мета, Ш. Мюнш, К. Пендерецкий, К. Цекки. В 1962 году, во время своего приезда в Москву, оркестром дирижировал Игорь Стравинский. В разные годы с оркестром выступали практически все крупнейшие солисты II половины XX — начала XXI вв.: А. Рубинштейн, И. Стерн, И. Менухин, Г. Гульд, М. Поллини, А. Бенедетти Микеланджели, С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Ростропович, Р. Керер, Н. Штаркман, В. Крайнев, Н. Петров, В. Третьяков, Ю. Башмет, Э. Вирсаладзе, Д. Мацуев, Н. Луганский, М. Венгеров, Н. Гутман, А. Князев и десятки других звезд мирового исполнительства. За свою историю коллектив записал более 300 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград. Первым руководителем оркестра был выдающийся оперный и симфонический дирижер Самуил Самосуд (1951-1957 гг.). В 1957-1959 гг. оркестром филармонии руководил Натан Рахлин. В это время за коллективом укрепилась слава одного из лучших в СССР. Выдающийся успех сопутствовал ему на I Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1958), где оркестр (под руководством К. Кондрашина) аккомпанировал на III туре конкурса пианистов и стал соучастником триумфального выступления Вэна Клайберна. В 1960 году оркестр первым из отечественных коллективов совершил турне по США. В течение 16 лет (1960-1976) оркестр возглавлял Кирилл Кондрашин. В эти годы коллектив сотрудничал с Д. Шостаковичем, Г. Свиридовым, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским, М. Вайнбергом, став первым исполнителем многих произведений этих и других композиторов. Оркестр с триумфом гастролировал во многих странах мира. В 1973 году ему было присвоено звание «академический». В 1976-1990 гг. оркестром руководил Дмитрий Китаенко, в 1991-1996 — Василий Синайский, в 1996-1998 — Марк Эрмлер. Каждый из них внес большой вклад в историю оркестра, его исполнительский стиль, репертуар, поддерживал лучшие традиции, высокий статус и художественный уровень коллектива. В 1998 году художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии стал народный артист СССР Юрий Симонов. Начался новый этап в истории оркестра. Приход в оркестр Ю. Симонова был принят с большим воодушевлением. Маэстро действительно вдохнул в коллектив новую жизнь, существенно омолодив его состав. Уже через год пресса отмечала успехи коллектива: «Такой оркестровой музыки в этом зале давно не звучало — живописно-зримой, строго выверенной драматургически, насыщенной тончайшими оттенками чувств... Знаменитый оркестр предстал преображенным, чутко воспринимающим каждое движение Юрия Симонова». В 2001 году критики включили коллектив в тройку лучших московских оркестров. Под руководством маэстро Симонова оркестр вновь обрел мировую славу. Только за последние сезоны он выступил во Франции, Гонконге, Японии, Южной Корее, Германии, Словении, Хорватии, Польше, Литве, Великобритании, Испании. «Что за прекрасный оркестр в Московской филармонии! И большей частью молодой к тому же! Оркестр представил полнокровное и роскошное звучание — удивительно теплый звук струнных, певучее дерево, сильные и звонкие духовые и неистовые ударные (когда необходимо). Симонов руководил исполнением исключительно качественно», — отметил британский критик Боб Бриггс во время гастролей оркестра в Великобритании в октябре 2008 года. В январе 2007 года оркестр Московской филармонии получил грант Правительства РФ. Стали традицией постоянные выступления оркестра в городах России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», участие в различных фестивалях и конкурсах. Сегодня оркестр является одной из опор филармонической жизни. Благодаря ему воплощаются в жизнь лучшие проекты Московской филармонии: премьеры произведений современных композиторов, концерты звезд мировой оперы, активное сотрудничество с региональными концертными организациями, продвижение молодых талантов. Большое внимание коллектив и его руководитель уделяют работе с детьми, о чем, в частности, свидетельствует один из наиболее востребованных проектов Московской филармонии — «Сказки с оркестром» с участием звезд российского театра и кино: С. Шакурова, Д. Назарова, С. Безрукова, А. Леонтьева, С. Гармаша, В. Гаркалина, Е. Гусевой, П. Любимцева, Ч. Хаматовой, М. Александровой, Г. Хазанова, М. Ефремова, М. Пореченкова, Е. Добровольской, Ю. Стоянова, О. Будиной, Е. Князева, М. Ароновой, Н. Гришаевой, Е. Симоновой (дирижеры Ю. Симонов, В. Понькин, Д. Кирпанев, И. Манашеров, Н. Винокуров, Д. Ботинис). О популярности цикла говорит и тот факт, что оркестр ежегодно выступает с этим проектом во многих городах России. Именно за «Сказки с оркестром» Юрий Симонов в 2008 году был награжден Премией Мэрии Москвы в области литературы и искусства. «Бестселлерами бывают не только книги. В Московской филармонии это детские абонементы "Сказки с оркестром”», - писал журнал Psychologies в декабре 2008 года. В 2010 году в рейтинге национальной всероссийской газеты «Музыкальное обозрение» Юрий Симонов и Академический симфонический оркестр Московской филармонии победили в номинации «Дирижер и оркестр». 2011 год был для оркестра вдвойне юбилейным: 4 марта Московская филармония торжественно поздравила маэстро Юрия Симонова с 70-летием, а в сентябре прославленному коллективу исполнилось 60 лет. Оркестр и маэстро Симонов сыграли торжественные концерты в Москве и провели несколько юбилейных турне, посетив Китай, Испанию, Германию, Украину, Молдавию, Румынию, Великобританию и Южную Корею. 5 июля 2011 года оркестр получил Благодарность Президента РФ Д. А. Медведева за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи. В юбилейном году с оркестром и маэстро Симоновым выступили звездные солисты: певица Суми Йо (Ю. Корея), пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин. В ноябре оркестр участвовал в фестивале, посвященном юбилею Софии Губайдулиной, в декабре принял участие в I Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», жюри которого возглавлял Ю. И. Симонов, в январе 2012 года коллектив был среди участников юбилейного марафона, посвященного 90-летию Московской филармонии. В рамках абонемента «Оперные шедевры» сезона 2011/12 оркестр Московской филармонии с огромным успехом принял участие в концертных исполнениях опер «Риголетто» Дж. Верди и «Друг Фриц» П. Масканьи (дирижеры М. Гюттлер (Германия) и А. Фольяни (Италия), солисты: А. Шагимуратова (сопрано), Л. Галло (баритон, Италия), А. Рутковский (тенор, Польша), А. Перез (сопрано, Мексика), С. Костелло (тенор, США) и другие). В июне 2012 оркестр под управлением Юрия Симонова впервые участвовал в Фестивале симфонических оркестров мира. На закрытии фестиваля коллективом была представлена программа «Музыка истории российской», посвященная 1150-летию российской государственности и юбилеям народной победы 1612 и 1812 годов. Осенью 2012 года оркестр был на гастролях в Южной Корее, а в декабре того же года - в Японии. В июне 2013 года вновь прошли концерты коллектива в Японии (в рамках Фестиваля российской культуры), а в июле оркестр принял участие в Международном мастер-классе профессора Юрия Ивановича Симонова для дирижеров, проводимом Московской филармонией. В 2013 г. оркестр получил грант Президента РФ. В сезоне 2013/14 с оркестром и маэстро Симоновым выступают пианисты В. Овчинников, Б. Дуглас (Ирландия), А. Гиндин, Е. Мечетина, скрипачи В. Третьяков, С. Седзи (Япония), Е. Угорский (США), Р. Чен (Тайвань-Австралия), виолончелист С. Ролдугин, певица В. Гимадиева. За дирижерский пульт встанут А. Лазарев, С. Бычков (США), Ф. Мастранжело (Италия-Россия), К. ван Альфен (Нидерланды), Ю. Ботнари, Йон Чил Ли (Корея), Б. Леви (Франция). Среди солистов, выступающих с оркестром: В. Фельцман (США), А. Курцак (Польша), Д. Трифонов, Ю. Фаворин, И. Казанцев, Л. Генюшас, Н. Борисоглебский, А. Баранов, А. Акимов, С. Антонов, А. Рамм. Одним из приоритетов оркестра Московской филармонии является работа с молодым поколением. Коллектив часто выступает с солистами, которые только начинают свой творческий путь. Много молодых музыкантов входит в состав самого оркестра. В декабре 2013 года оркестр Московской филармонии будет аккомпанировать участникам XIV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», а в январе 2014 года по традиции примет участие в концерте лауреатов Первого Всероссийского музыкального конкурса. В сезоне 2013/14 пройдет седьмой цикл абонемента «Сказки с оркестром», в котором примут участие актеры П. Любимцев, Д. Назаров, Ю. Стоянов, И. Золотовицкий, Е. Гусева, О. Будина (дирижировать оркестром Московской филармонии будут Ю. Симонов, В. Понькин, И. Манашеров, Д. Ботинис). В октябре и ноябре 2013 года оркестр Московской филармонии отправится на гастроли в Южную Корею и Таллинн, в апреле 2014 года – в Испанию, в мае — в Великобританию, в июне – в Екатеринбург и Тюмень. Владимир Понькин дирижер Владимир Понькин – один из ведущих современных дирижеров России. Он был удостоен звания Народного артиста России (2002), дважды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Решением Министерства культуры и искусства Республики Польша маэстро был награжден медалью «За заслуги в области культуры Польши» (1997). В 2001 году он получил медаль II степени «За заслуги в развитии Кубани». В 2005 году Совет по общественным наградам России при Российской геральдической палате наградил В. Понькина крестом «Защитнику отечества» I степени за заслуги перед Отечеством в области развития культуры в России и за рубежом. Среди наград маэстро также Орден «За службу России» (2006), присужденный Комитетом по общественным наградам РФ, Казачий орден «За любовь и верность Отечеству» I степени (2006), Орден Дружбы (2012). Уроженец Иркутска (1951), Владимир Понькин окончил Горьковскую консерваторию, а затем Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по классу оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского. В 1980 году он первым из молодых советских дирижеров стал победителем V Всемирного конкурса дирижеров Фонда Руперта в Лондоне. В разные годы маэстро возглавлял Ярославский симфонический оркестр, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр (Польша), Государственный симфонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В настоящее время – художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра. Особое место в творчестве дирижера занимает опера. В 1996 году Владимир Понькин был приглашен на пост главного дирижера Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его первыми работами стали постановки балетов «Укрощение строптивой» М. Броннера, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Суламифь» В. Бесединой, опер «Отелло» Дж. Верди и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, снискавшие большой успех. С 1999 года маэстро активно сотрудничает с театром «Геликон-опера», а с 2002 года занимает должность главного дирижера театра. Здесь под его руководством был осуществлен ряд оперных постановок, в том числе «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Лулу» Берга, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Упавший с неба» Прокофьева, «Сибирь» Джордано. В 2002-2006 гг. являлся главным дирижером Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер русских и зарубежных авторов, среди которых «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и другие. В качестве приглашенного дирижера В. Понькин работал с такими известными коллективами, как Симфонический оркестр Би Би Си, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Симфонические оркестры Всесоюзного радио, Симфонический оркестр Шведского радио, Йенский симфонический (Германия), оркестры Италии: Миланский симфонический оркестр Гвидо Кантелли и Фестивальный оркестр Бергамо, ведущие коллективы Австралии – Мельбурнский симфонический, Западноавстралийский оркестр, Квинслендский симфонический оркестр (Брисбен), Бингхэмптонский симфонический, в США – оркестр Палм-Бич и многие другие. Регулярно выступает с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии (художественный руководитель Ю. Симонов). Гастрольные туры Владимира Понькина с успехом проходили в Австралии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Греции, Израиле, Швеции, Южной Корее, Югославии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Аргентине, Чили, США. Маэстро выступал со многими знаменитыми исполнителями, среди которых певцы Анджела Георгиу, Хосе Кура, Дмитрий Хворостовский, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Зураб Соткилава, Мария Биешу, Юрий Мазурок, Лючия Альберти и Виргилиус Норейка, пианисты Иво Погорелич, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Дэниел Поллак, Денис Мацуев, Владимир Крайнев, Виктор Ямпольский, Элисо Вирсаладзе, Эдит Чен и Николай Петров, скрипачи Андрей Корсаков, Сергей Стадлер и Олег Крыса, виолончелистка Наталия Гутман. Репертуар Владимира Понькина огромен, он включает в себя как классические опусы, так и произведения современных композиторов. Он представил российской публике ряд премьер произведений К. Пендерецкого и В. Лютославского. С особой чуткостью Владимир Понькин относится к детской аудитории. Большой популярностью пользуются детские концерты, в которых маэстро принимает на себя роль ведущего и приглашает юных зрителей к разговору о музыке. Дискография Владимира Понькина, наряду с шедеврами Моцарта, Рахманинова, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, включает произведения Пендерецкого, Лютославского, Денисова, Губайдулиной. С 2004 года Владимир Понькин преподает в
Московской консерватории (профессор). Также является заведующим кафедрой
оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени М. М.
Ипполитова-Иванова. Наряду с преподавательской деятельностью у себя на
родине Владимир Понькин регулярно дает мастер-классы за рубежом. С 2009
года маэстро является председателем жюри Всероссийского конкурса молодых
дирижеров им. И. А. Мусина. Эдисо́н Васи́льевич Дени́сов Родился 6 апреля 1929 года в Томске (СССР). Отец — радиофизик, стоявший у истоков томского телерадиовещания, мать — фтизиатр, работавшая в томском туберкулёзном диспансере. В 1950-е с произведениями Денисова познакомился Шостакович,
распознавший в нем большой талант. В 1951-56 Денисов учился у
В.Я.Шебалина в Московской консерватории; с 1959 преподавал там же
инструментовку. На рубеже 1950-60-х Денисов заявил о себе как один из
лидеров советского авангарда. Молодые авангардисты (среди которых были
также Волконский, Губайдулина, Шнитке, Пярт, Сильвестров) стремились
преодолеть догмы социалистического реализма сталинской эпохи и творчески
ассимилировать достижения современной музыки Запада. На рубеже
1970-80-х Денисов выступил активным пропагандистом творчества русских
композиторов-«модернистов» 1920-х, принужденных к творческому молчанию в
сталинское время. В 1989 Денисов возглавил вновь воссозданную
Ассоциацию современной музыки. Написал ряд теоретических работ,
преимущественно по музыке XX в. Своим первым зрелым опусом Денисов
считал камерную кантату «Солнце инков» на слова Г.Мистраль (1964), в
которой оригинально претворены элементы серийной техники, алеаторики,
сонористики. Все произведения Денисова, созданные между 1964 и 1970 гг.,
предназначены для небольших инструментальных и
вокально-инструментальных составов. Центральные сочинения следующего
десятилетия связаны в основном с оркестровым письмом — это «Живопись»
для большого симфонического оркестра, вдохновленная картинами Б.Биргера,
концерты для виолончели, фортепиано, флейты, скрипки, флейты, гобоя.
Большинство концертов сочинялось специально для выдающихся
музыкантов-виртуозов. В творчестве Денисова 1980-90-х значительное место
заняли жанры ораториальной и театральной музыки. Важнейшие произведения
этого периода —Реквием для солистов, хора и оркестра на латинские и
французские литургические тексты и стихи Ф.Танцера, опера «Пена дней»,
«Исповедь», «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа».
Параллельно им были созданы многочисленные камерные и камерно-вокальные
сочинения для разных составов. Крупный мастер и знаток оркестра, Денисов
инструментовал ряд произведений композиторов-классиков, в том числе
Ф.Шуберта, М.Мусоргского, А.Мосолова; завершил и оркестровал оперу
Дебюсси «Родриго и Химена» и ораторию Шуберта «Лазарь». 1907-2002 Ранние годы Астрид (третья слева) с родителями, братом и сёстрами Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Её родители — отец Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон, — познакомились на рынке, когда ему было 17, а ей 14 лет. В 1905 году, когда Ханне исполнилось 18 лет, они поженились. Астрид стала их вторым ребёнком. У неё был старший брат Гуннар Эрикссон (27 июля 1906 — 27 мая 1974) и две младшие сестры — Стина Пука (1911—2002) и Ингегерд (1916—1997). Астрид Линдгрен, 1923 год Как указывала сама Линдгрен в сборнике автобиографических очерков «Мои выдумки» (1971), она росла в век «лошади и кабриолета». Основным средством передвижения был для семьи конный экипаж, темп жизни был медленнее, развлечения — проще, а отношения с окружающей природой куда более тесные, чем сегодня. Такая обстановка способствовала развитию у писательницы любви к природе. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, — «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта» (1973). Начало творческой деятельности Астрид Линдгрен, 1924 год В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова. Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала. После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном (1898—1952). Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой. Годы творчества После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство. По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Каринтее заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930—40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка. После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карине, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Каринее Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей — её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на неё. В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений. Особенно продуктивно шла работа в 40-х и 50-х годах. Только за 1944—1950 годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книжки для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книжки-картинки. Как видно из этого списка, Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах. В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует» (на русском языке обе повести были изданы в 1959 году под названием «Приключения Калле Блюмквиста»), а в 1953 году — завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус» (был переведён на русский в 1986). «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры. В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!» (пер. 1965). В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей (так было и до «Мио, мой Мио!»). Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации — этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы. В очередной трилогии — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955; пер. 1957), «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962; пер. 1965) и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968; пер. 1973) — снова действует фантазийный герой не злого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи полувзрослым другом Малыша из полусказочной реальности, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш — младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом — через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго — во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях. Важно отметить, что Карлсон, несмотря на его «недостатки», в определённых условиях способен на такие поступки, которые могут служить примером для подражания — напугать и прогнать грабителей из квартиры Малыша, или в мягкой форме преподать урок забывчивым родителям (случай с маленькой девочкой из мансарды, которую оставили одну). Экранизации и театральные постановки В 1969 году прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединённых Штатов Америки. За год до постановки в Стокгольме спектакль про Карлсона был показан на сцене Московского театра сатиры, где его играют до сих пор (этот герой пользуется огромной популярностью в России). Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен обратило на себя внимание прежде всего благодаря театральным спектаклям, то в Швеции известности писательницы немало способствовали фильмы и телесериалы по мотивам её произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блюмквисте — премьера кинофильма состоялось на Рождество 1947 года. Ещё через два года появился первый из четырёх фильмов о Пеппи Длинныйчулок. В период 50-х по 80-е годы известный шведский режиссёр Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума с их невыразимой красотой и восприимчивостью к писательскому слову стали классикой шведского кино для детей. Общественная деятельность За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, а позднее ещё и компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении, но ничуть не изменила своего образа жизни. С 1940-х годов она жила в одной и той же — довольно скромной — стокгольмской квартире и предпочитала не копить богатства, а раздавать деньги другим. В отличие от многих шведских знаменитостей, она была даже не прочь переводить значительную часть своих доходов шведским налоговым органам. Только однажды, в 1976 году, когда взысканный ими налог составил 102 % от её прибылей, Астрид Лингрен запротестовала. 10 марта того же года она перешла в наступление, послав в стокгольмскую газету «Экспрессен» открытое письмо, в котором рассказала сказку про некую Помперипоссу из Монисмании. В этой сказке для взрослых Астрид Линдгрен встала на позицию профана или наивного ребёнка (как это сделал до неё Ханс Кристиан Андерсен в «Новом платье короля») и, воспользовавшись ею, попыталась разоблачить пороки общества и всеобщее притворство. В год, когда предстояли парламентские выборы, эта сказка стала почти неприкрытой, сокрушительной атакой на обюрократившийся, самодовольный и пекущийся только о собственных интересах аппарат шведской социал-демократической партии, которая находилась у власти 40 лет подряд. Министр финансов Гуннар Стрэнг в парламентских дебатах презрительно высказался: «Она умеет рассказывать сказки, но не умеет считать», но впоследствии был вынужден признать, что был не прав. Астрид Линдгрен, которая, как оказалось, была права с самого начала, сказала, что ей и Стрэнгу следовало бы поменяться друг с другом работой: «Это Стрэнг умеет рассказывать сказки, но не умеет считать». Это событие привело к большой акции протеста, в ходе которой социал-демократы подверглись жёсткой критике, как за налоговую систему, так и за неуважительное отношение к Линдгрен. Вопреки распространённому заблуждению, эта история не стала причиной электорального поражения социал-демократов. Осенью 1976 года они получили 42,75 % голосов и 152 из 349 мест в парламенте, что было всего лишь на 2,5 % хуже результата предыдущих выборов 1973 года. Однако этого оказалось достаточно для того, чтобы правительство сформировала оппозиционная коалиция во главе с Турбьёрном Фельдином. Сама писательница всю свою сознательную жизнь была членом социал-демократической партии — и осталась в её рядах после 1976 года. А возражала прежде всего против отдаления от идеалов, которые Линдгрен помнила со времён своей юности. Когда её однажды спросили, какую бы она избрала для себя стезю, если бы не стала знаменитой писательницей, она без колебаний ответила, что хотела бы принимать участие в социал-демократическом движении начального периода. Ценности и идеалы этого движения играли — вместе с гуманизмом — основополагающую роль в характере Астрид Линдгрен. Присущее ей стремление к равноправию и заботливое отношение к людям помогали писательнице преодолевать барьеры, воздвигаемые её высоким положением в обществе. Она со всеми обращалась одинаково сердечно и уважительно, будь то шведский премьер-министр, глава иностранного государства или один из её читателей-детей. Иначе говоря, Астрид Линдгрен жила согласно своим убеждениям, отчего сделалась предметом восхищения и уважения, как в Швеции, так и за её пределами. Открытое письмо Линдгрен со сказкой про Помперипоссу оказало столь большое влияние потому, что к 1976 году она уже была не просто знаменитой писательницей, — она пользовалась во всей Швеции огромным уважением. Важной персоной, человеком, известным всей стране, она стала благодаря многочисленным выступлениям по радио и телевидению. Тысячи шведских детей выросли, слушая по радио книги Астрид Линдгрен в авторском исполнении. Её голос, её лицо, её мнения, её чувство юмора были знакомы большинству шведов ещё с 50-х — 60-х годов, когда она вела на радио и телевидении различные викторины и ток-шоу. К тому же Астрид Линдгрен завоёвывала внимание своими выступлениями в защиту такого типично шведского явления, как всеобщая любовь к природе и почитание её красоты. Весной 1985 года, когда дочь смоландского фермера публично заговорила о притеснениях сельскохозяйственных животных, к ней прислушался сам премьер-министр. Линдгрен услышала о дурном обращении с животными на крупных фермах Швеции и других промышленных стран от Кристины Форслунд, ветеринара и преподавателя Упсальского университета. Семидесятивосьмилетняя Астрид Линдгрен направила открытое письмо в крупнейшие стокгольмские газеты. В письме содержалась ещё одна сказочка — о любящей корове, которая протестует против плохого обращения со скотом. Этой сказкой писательница начала кампанию, продолжавшуюся три года. В июне 1988 года был принят закон о защите животных, получивший латинское наименование Lex Lindgren (Закон Линдгрен); однако он не понравился его вдохновительнице своей расплывчатостью и заведомо малой эффективностью. Как и в других случаях, когда Линдгрен вступалась за благополучие детей, взрослых или окружающей среды, писательница отталкивалась от собственного опыта и её протест был вызван глубоким душевным волнением. Она понимала, что в конце XX века невозможно вернуться к мелкому скотоводству, свидетелем которого Астрид была в детстве и юности на ферме отца и в соседних хозяйствах. Она требовала чего-то более фундаментального: уважения к животным, поскольку они тоже живые существа и наделены чувствами. Глубокая вера Астрид Линдгрен в ненасильственные методы обращения распространялась и на животных, и на детей. «Только не насилие» — так назвала она свою речь при вручении ей в 1978 году Премии мира немецкой книготорговли (полученную ею за повесть «Братья Львиное сердце» (1973; пер. 1981) и за борьбу писательницы за мирное сосуществование и достойную жизнь для всех живых существ). В этой речи Астрид Линдгрен отстаивала свои пацифистские убеждения и выступала за воспитание детей без насилия и телесных наказаний. «Нам всем известно, — напоминала Линдгрен, — что дети, которых бьют и подвергают жестокому обращению, сами будут бить и подвергать жестокому обращению своих детей, а посему этот заколдованный круг должен быть разорван». В 1952 году умер муж Астрид Стуре. В 1961 году умерла её мать, спустя восемь лет — отец, а в 1974 году скончались её брат и несколько закадычных друзей. Астрид Линдгрен не раз сталкивалась с загадкой смерти и много размышляла над ней. Если родители Астрид были искренними приверженцами лютеранства и верили в жизнь после смерти, то сама писательница называла себя агностиком. Награды В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).
| |
Просмотров: 974 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |