Сергей Топтыгин
баритон
Сергей Топтыгин - солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» (c 1996 года), заслуженный артист России (2007).
Окончил вокальный факультет Московской консерватории (1996, у профессора А. Лошака). Дипломант Международного конкурса вокалистов в Москве (1997), номинант премии «Золотая Маска» за роли Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха (постановка Д. Бертмана, 1999).
В репертуаре певца партии: Командор, Мазетто, Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта), Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Линдорф, Коппелиус, Миракль и Дапертутто («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Набукко («Набукко» Верди), Амонасро («Аида» Верди), Фальстаф («Фальстаф» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Водяной («Русалка» Дворжака), Голландец («Летучий голландец» Вагнера), Тонио («Паяцы» Леонкавалло), Франк («Летучая мышь» И. Штрауса), Глебов («Сибирь» Джордано), Цыган («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Сальери и Грязной («Моцарт и Сальери» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Мазепа и Кочубей, Зарецкий, Ибн Хакия, Томский и Златогор (в операх Чайковского «Мазепа», «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама»), Алеко («Алеко» Рахманинова), Креон («Царь Эдип» Стравинского), Наполеон, Комиссар и Леандр («Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича) и другие, а также партии в кантатно-ораториальных сочинениях И. С. Баха («Кофейная кантата», Стародум), Берлиоза («Детство Христа», Ирод), Бетховена (Симфония № 9), Мусоргского («Песни и пляски смерти»), Рахманинова («Колокола»), Шостаковича (Симфония № 14), романсы и песни Шуберта, Шумана, Массне, Равеля, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Свиридова.
Певец - постоянный участник программ Г. Н. Рождественского с Госкапеллой России (в 2011 году исполнил партию Романа Дубровина в опере П. Чайковского «Воевода»).
В 2011 году принимал участие в Международном музыкальном фестивале Bartok+ в Мишкольце (Венгрия), где исполнил партию Набукко в опере «Набукко» Дж. Верди. Летом 2011 года участвовал в фестивале русской музыки в Каннах (Франция, спел партию Грязного в опере «Царская невеста»). Исполнил партию Тамерлана в мировой премьере оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в Ельце (июль 2011, а также в июне 2012).
Гастролировал в Австрии, Германии, Франции, Нидерландах, Испании, Люксембурге, Бельгии, Дании, Венгрии, Польше, Эстонии, Израиле, Китае, Южной Корее, США, Ливане. Постоянный участник ежегодного Международного музыкального фестиваля Birgitta в Таллине (Эстония).
Елена Евсеева
сопрано
Елена Евсеева родилась в Москве. В 1988 году окончила Московское музыкальное училище имени М.Ипполитова-Иванова, в 1993 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Н.Шпиллер). Дважды стажировалась в Италии у Карло Бергонци и Миетты Сигеле. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде (1990, Первая премия), Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (1991, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Винченцо Беллини (Сицилия, 1992, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко (Варшава, 1992, премия имени Ады Сари).
Выступала на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и Московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. С 1994 года является приглашенной солисткой Государственного академического Большого театра России.
В репертуаре Елены Евсеевой в Большом театре партии: Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Эмма («Хованщина» М.Мусоргского в редакции Д.Шостаковича, первая исполнительница в Большом театре), Мюзетта, Мими («Богема» Дж.Пуччини), Виолетта («Травиата» Дж.Верди), Марфа («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Ксения («Борис Годунов» М.Мусоргского), Иоланта («Иоланта» П.Чайковского), Антонида («Жизнь за царя» М.Глинки), Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Графиня Розина, Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Ф.Чилеа), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).
Также в репертуаре певицы партии в операх «Отелло», «Аида», «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Манон Леско», «Эдгар» Дж.Пуччини, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Франческа да Римини» С.Рахманинова.
Елена Евсеева много гастролирует за рубежом. В 1999 году стала приглашенной солисткой нью-йоркского театра Метрополитен-опера, где дебютировала в опере «Отелло» в партии Дездемоны. Позже исполнила партии Амелии Гримальди («Симон Бокканегра»), Елизаветы («Дон Карлос»), Мими («Богема»), заглавную партию в опере «Русалка» А.Дворжака. В 2006 году спела партию Марии («Мазепа») в премьерной серии спектаклей (дирижер Валерий Гергиев).Принимала участие в постановках опер «Иоланта» и «Франческа да Римини» в Германии (Хемниц и Дрезден, режиссер-постановщик Питер Устинов). В Берлине впервые исполнила «Еврейский реквием» М.Броннера.
В 2001 году исполнила партию Мюзетты («Богема») в Парижской национальной опере и на сцене Оперы Бастилия (среди партнеров – Анжела Георгиу и Роберто Аланья), партию Татьяны («Евгений Онегин» в Римской опере и в Метрополитен-опера (дирижер Владимир Юровский), с Симфоническим оркестром Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас) партию сопрано в «Свадебке» И.Стравинского в Нью-Йорке на сцене Карнеги-холла. В 2002 году исполнила партию Ярославны в опере «Князь Игорь» А.Бородина в Реннской Опере (Страсбург). В 2007 году спела Дездемону в Опере Бонна (дирижер Роман Кофман), в 2008 году – ту же партию в Опере Лос-Анджелеса (дирижер Джеймс Конлон).
Александр Маркеев
бас
Родился в Ростове-на-Дону.
Параллельно с общеобразовательной школой (1985-1995) учился и закончил Детскую музыкальную школу по классу классической (семиструнной) гитары (1988-1994). В 1995-2001 годах учился в Ростовском государственном университете, по окончании которого ему была присвоена степень магистра по направлению «Биология». Затем продолжил образование (2001- 2005) в аспирантуре Российской академии наук (Москва) по специальности «Генетика». Одновременно, частным образом занимался (2002-2005) классическим вокалом и в 2005 году продолжил занятия на вокальном факультете Международного Славянского Университета (класс профессора Елизаветы Стефановны Новиковой).
Первоначальный творческий опыт:
1987-1992 – пение в детском фольклорном ансамбле под руководством Ларисы Ивановны Наседкиной (Ростов-на-Дону);
1988-1996 – регулярное участие в концертах в качестве гитариста;
1992 - третье место в областном конкурсе юных гитаристов (Ростов-на-Дону);
2005 - начал регулярно участвовать в концертах оперной вокальной музыки (Москва).
Александр Маркеев в июле 2007 года успешно выступал в программах Шаляпинского центра на туристическом теплоходе "И.А.Крылов", в августе был принят для обучения в Центр оперного пения Галины Вишневской.
В октябре 2008 года - лауреат IV Международного фестиваля-конкурса "Musica Classica" под названием "Гении XX века: Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев", организованного Международной ассоциацией "Искусство и образование" и Союзом композиторов России.
28 октября 2007 года певец впервые выступил в программе Народного клуба любителей русских басов "Русские басы в русской народной песне" с исполнением казачьих песен.
АЛЕКСАНДР АЛИЕВ (баритон)
Родился в 1987 в Архангельске. В 2008 окончил Архангельский музыкальный колледж.В настоящее время - студент Государственной классической академии им. Маймонида (класс И. Н. Денисова).
В оперной студии Государственной классической академии участвовал в спектаклях: П. Масканьи «Сельская честь» (Альфио), Ж. Массне «Золушка» (Король), П. Чайковский «Евгений Онегин» (Онегин), Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (Гонец).В 2011 поступил в Центр оперного пения Галины Вишневской.
В апреле 2012 участвовал в III Международном фестивале Мстислава Ростроповича (Д. Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда»).
В июне 2012 участвовал в мастер-классах и Гала-концерте Академии молодых исполнителей Доминго - Торнтон при Лос-Анджелесской Опере (проект «Молодежные оперные ассамблеи»).
В работе партии: Онегин (П. Чайковский «Евгений Онегин»), Роберт, Эбн-Хакиа (П. Чайковский «Иоланта»), Жермон (Дж. Верди «Травиата»), Щелкалов (М. Мусоргский «Борис Годунов»), Грязной (Н. Римский-Корсаков «Царская невеста»), Валентин (Ш. Гуно «Фауст»), Эскамильо (Ж. Бизе «Кармен»), Альфио (П. Масканьи «Сельская честь»).
«В сцене из оперы «Царская невеста» в партии Грязного очень грамотным и на редкость выразительным вокалистом показал себя Александр Алиев» - написал муз.критик И.Корябин об «Опералии-2012» в Пекине.
|
Солист Московского камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского,
лауреат всероссийских и международных конкурсов
|
Родился 29 ноября 1977 г. в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского (2002 г.; диплом с отличием) и Российскую Академию музыки им. Гнесиных (2007 г., класс народного артиста России Мочалова А.В.( диплом с отличием).
В репертуаре следующие оперные партии: Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини); Нортон ("Брачный вексель" Дж. Россини); Антонио ("Свадьба Фигаро" В.-А. Моцарта); Лепорелло, Командор, Мазетто ("Дон-Жуан" В.-А. Моцарта); Коллен ("Богема" Дж. Пуччини); Бетто («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Филипп, Великий Инквизитор, Монах («Дон Карлос» Дж. Верди), Монтероне, Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди), Оттон («Коронация Поппеи» К. Монтеверди), Борис, Пимен («Борис Годунов» М.П. Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Фарлаф, Светозар («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Старый Цыган ("Алеко" С.В. Рахманинова), Гремин ("Евгений Онегин" П.И. Чайковского), Чуб («Черевички» П.И. Чайковского).
Кроме того, в репертуаре имеются оперные арии и романсы на русском, итальянском, немецком, французском и английском языках, а также народные песни и песни военных лет.
Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов "Bella voce" (Москва, 2002 г., 3-я премия), дипломант того же конкурса в 1999 и 2000 гг.;
дипломант Международного конкурса им. Л.П.Александровской (Беларусь, Минск, 2004 г.);
лауреат Первого всероссийского открытого конкурса вокалистов Валентины Левко (Москва, 2007 г., 1-я премия);
дипломант II и III Международных конкурсов оперных артистов Галины Вишневской (2008 и 2010 гг.).
C 27 октября 2013 года начал выступать в программах Народного клуба любителей русских басов.
Репертуар, исполненный на собраниях Клуба:
(красным шрифтом - премьера певца)
- 27.10.2013 Русские басы в итальянской музыкальной культуре:
- Дж.Верди. Ария Феррандо из оперы "Трубадур" (на русском яз.)
- А. Страделла. Ария “Pieta, Signore”
- Ч.Биксио-Э.Нери. Неаполитанская песня “Parla mi d'amore, Mariu!”
Евгений Либерман
тенор
Евгений Либерман родился в сентябре 1982 года в городе Москва. В 2000 году окончил Московское хоровое училище им. Свешникова по классу хорового дирижирования. В том же году поступил в Академию Хорового Искусства. Его педагогами были солист ГАБТ П. Кудрявченко по классу сольного пения и проф. Б. Ляшко по классу дирижирование, окончил учебу в 2005 году. В период 2007-2008 году обучался вокалу в Италии в Accademia d’Arte Lirica города Озимо у педагогов С. Сегалини, В. Матеуци, Р. Кабаиванска. Участвовал в мастер-классах П. Кони, В. Лукетти, М. Сигеле.
Евгений начал свою карьеру как баритон в 2006 году исполнив партию Иисуса в Страстях по Иоанну И.Баха в БЗК им. П.Чайковскаго. Среди других партий для баритона которые исполнил Евгений были: партия баритона в кантате К. Орфа Кармина Бурана, Роберт из оперы П.Чайковского Иоланта, Фра Мелитон из оперы Дж. Верди Сила судьбы, Ренато из оперы Дж. Верди Бал Маскарад, Подполковник Денисов из оперы С. Прокофьева Война и Мир, партия баритона в Пяти Тудоровских портретах В. Уильемса и в оратории У. Уолтона Пир Бальтасара (под управлением Г.Рождественского), Никита из оперы М. Вайнберга Портрет (Национальный оперный театр города Нанси Франция), Эбн-Хакия из оперы П.Чайковского Иоланта (оперный театр города Мец и Национальный оперный театр города Нанси, Франция)
С сентября 2013 года Евгений дебютировал в качестве тенора в партии Мелота из оперы Р. Вагнера Тристан и Изольда в Концертном Зале им. П. Чайковского под управлением В.Юровского.
В ноябре 2013 года исполняет главную партию в опере П. Поспелова Внук Пирата на концертной площадке «Платформа».
В январе 2014 года исполняет партию Макдуфа из оперы Дж. Верди Макбет с ГАСК России под управлением В.Полянского.
Дипломант международного конкурса им. Ханса Габора «Бельведер» (2008, Вена, Австрия). Лауреат международного конкурса «Читта ди Болония» (II премия; 2008, Болония, Италия). Дипломант международного конкурса им. И. Коррадетти (2008, Падуя, Италия). Дипломант международного конкурса им. В. Беллини (2006, Калтанисетта, Сицилия). Дипломант и обладатель специального приза международного конкурса им. Р. Дзандонаи (2008, Рива дель Гарда, Италия). Дипломант и обладатель специального приза международного конкурса им. Г.Вишневской (2010, Москва).
Виктория Смольникова
меццо-сопрано
Виктория Смольникова – солистка Государственной академической симфонической капеллы России (с 1995 года). Окончила в 2001 году вокальный факультет Российской академии музыки им. Гнесиных (класс Е.Б.Оболенской).
В концертах и записях ГАСК России исполнила сольные партии в операх «Война и мир» С.Прокофьева, «Сестра Беатриса» А.Гречанинова, «Богема» Р.Леонкавалло, «Чародейка» и «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, в кантатах и ораториях В.А.Моцарта, И.Стравинского, С.Прокофьева. Принимает участие в концертных программах п/у Геннадия Рождественского.
С 2002 года сотрудничает с московским театром «Школа драматического искусства» (выступала в спектаклях «Из путешествия Онегина», «К**», «Каменный гость или Дон-Жуан мёртв»).
Валерий Полянский
дирижер
Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то опера, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные жанры, симфония, современные сочинения.
Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимается одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).
В аспирантуре судьба свела В. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.
В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», а также специальный приз, присужденный Полянскому как лучшему дирижеру конкурса, и, наконец, «Золотой колокол» — символ лучшего хора конкурса. Итальянцы тогда писали о Валерии Полянском: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».
В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Н. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.
В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, А. Виеру, М. Гагнидзе... «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице
мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.
Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Республики Беларусь, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.
С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.
Дирижером осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как за рубежом, так и в России. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.
Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. В настоящее время Валерий Полянский - Президент Рахманиновского Общества и возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.
Среди безграничного репертуара Госкапеллы с 2000 года отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в особенности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы: Госкапелла представила около 10 вердиевских шедевров, в том числе оперы: «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф»… Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012), «Государево дело» А. Чайковского (2013).
В. Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров.
Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.
Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский - народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский
Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.
Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.
Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, в разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович: с 1982 года — ГСО Министерства культуры СССР. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус, стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.
С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на «Декабрьских вечерах», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В тоже время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Чехия), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах», концерты в Альберт-холле (Англия) и в исторических соборах Франции — в Бордо, Амьене, Альби.
День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы под управлением В. Полянского протекает как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии...
Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Дирижер постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру…
С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с ГАСК России свой персональный филармонический абонемент.
За последние годы у Госкапеллы выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе коллектив проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. А к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года Капелла подготовила концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева, показав ее в Торжке и Калуге. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию дирижер, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».
Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах – будь то опера, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные жанры, симфония, современные сочинения.
Валерий Полянский родился в 1949 году в Москве. Его призвание определилось очень рано: оканчивая музыкальную школу, он в 13 лет уже дирижировал хором. Затем последовали годы учебы у Е. Зверевой в училище при Московской консерватории, которое В. Полянский заканчивает за три года; в Московской государственной консерватории молодой музыкант занимается одновременно на двух факультетах: дирижерско-хоровом (класс профессора Б. Куликова) и оперно-симфонического дирижирования (класс О. Димитриади).
В аспирантуре судьба свела В. Полянского с Г. Н. Рождественским, который оказал большое влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.
Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории, а также стал дирижером Московского театра оперетты.
В 1975 году в Италии, на крупнейшем Международном конкурсе «Гвидо д’Ареццо» Валерий Полянский и его Камерный хор стали безоговорочными победителями. Впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение», а также специальный приз, присужденный Полянскому как лучшему дирижеру конкурса, и, наконец, «Золотой колокол» — символ лучшего хора конкурса. Итальянцы тогда писали о Валерии Полянском: «Это подлинный Караян хорового дирижирования, обладающий исключительно яркой и гибкой музыкальностью».
В 1977 году В. Полянский, не оставляя хор, становится дирижером Большого театра СССР, где в том числе участвует вместе с Г. Н. Рождественским в постановке оперы Шостаковича «Катерина Измайлова», ведет другие спектакли.
В те же годы начинается сотрудничество с Союзом композиторов: Валерий Полянский смело берется за освоение новых партитур, становится постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящают свои сочинения лучшие российские композиторы – Н. Сидельников, Э. Денисов, А. Шнитке, А. Виеру, М. Гагнидзе... «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов – наш долг», — говорит дирижер.
Возглавляя Государственный камерный хор, Валерий Полянский параллельно плодотворно сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Республики Беларусь, Исландии, Финляндии, Германии, Голландии, США, Тайваня, Турции. Им осуществлена постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» в Гетеборгском музыкальном театре (Швеция), на протяжении нескольких лет он являлся главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гетеборге.
С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России.
Дирижером осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как за рубежом, так и в России. Среди них – произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке (Восьмая симфония Шнитке, выпущенная английской фирмой Сhandos records в 2001 году, признана лучшей записью года). Нельзя не сказать о записи всех хоровых концертов замечательного русского композитора Д. Бортнянского и о возрождении музыки А. Гречанинова, почти не исполнявшейся в России.
Дирижер также является одним из лучших интерпретаторов наследия Рахманинова, в его дискографии – все симфонии композитора, все его оперы в концертном исполнении, все хоровые сочинения. В настоящее время Валерий Полянский - Президент Рахманиновского Общества и возглавляет Международный конкурс пианистов имени Рахманинова.
Среди безграничного репертуара Госкапеллы с 2000 года отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. К настоящему моменту В. Полянский исполнил около 30 опер. Это – и русская классика (Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов), и зарубежные авторы, в особенности Верди, которому маэстро уже несколько сезонов подряд посвящает специальные абонементы: Госкапелла представила около 10 вердиевских шедевров, в том числе оперы: «Луиза Миллер», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы», «Фальстаф»… Постоянно в поле зрения дирижера современные партитуры, им осуществлен ряд российских и мировых премьер, среди которых: «Джезуальдо» Шнитке (2000), «Последние дни Пушкина» А. Николаева (2007), «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А. Чайковского (2011), «Альберт и Жизель» А. Журбина (2012).
В. Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции, привлекает к реализации опер в концертном исполнении музыкантов Госкапеллы и ведущих певцов известных российских театров. Сотрудничество с Капеллой позволило многим певцам творчески реализовать себя в операх, которых нет в афише их театров, и таким образом, расширить и обогатить свой репертуар. Полянскому удалось собрать команду единомышленников, выработать свой оригинальный стиль в трактовке формы концертного исполнения оперы.
Вклад дирижера в музыкальную культуру высоко отмечен государственными наградами. Валерий Полянский - народный артист России (1996), лауреат Государственных премий России (1994, 2010), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
|
|