Главная » Файлы » фильмы о музыке |
28.01.2014, 14:00 | |
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
художественный руководитель — Владимир Юровский http://www.gaso.ru/ Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны, гордость оте-чественной музыкальной культуры. Первое выступление Госоркестра состоялось более 75 лет назад, 5 октября 1936 г., в Большом зале Московской консерватории под управлением А. Гаука и Э. Клейбера. Во главе коллектива стояли выдающиеся музыканты: Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). Под руководством Светланова оркестр стал одним из лучших коллективов мира с огромным репертуаром, включавшим всю русскую музыку, многие сочинения западных композиторов-классиков и современных авторов. 27 октября 2005 г. Госоркестру России было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Си-найский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными те-атрами и симфоническими оркестрами, в 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, с 2007 г. – главный дирижер Лондонского филар-монического оркестра. За три четверти века концерты Госоркестра проходили на самых известных кон-цертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Кон-цертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Kennedy Center в Вашингтоне, Musikverein в Вене, Albert Hall в Лондоне, Pleyel в Париже, Национальном оперном театре Colon в Буэнос-Айресе, Suntory Hall в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, М. Ростропович, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, Л. Маазель, К. Мазур, И. Марин, В. Петренко, Г. Ринкявичус, Г. Рождественский, Л. Слаткин, С. Сондецкис, Ю. Темирка-нов, М. Юровский и другие замечательные дирижеры. С оркестром выступали выдающиеся музыканты, в числе которых певцы И. Архипова, Г. Вишневская, С. Лемешев, П. Доминго, М. Кабалье и Д. Хворостовский, пианисты Э. Гилельс, В. Клиберн, К. Игумнов, М. Лонг, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Н. Петров, С. Рихтер, С. Фейнберг, Я. Флиер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Э. Вирсала-дзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев и Г. Соколов, скрипачи О. Каган, Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Венгеров, В. Спиваков и В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, А. Князев и А. Рудин. В последние годы спи-сок солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певицы А. Нетребко, пианиста Р. Бухбиндера, скрипача Р. Капюсона. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых пианисты А. Гаврилюк, Ф. Копачевский, М. Култышев и Д. Трифонов, виолончелист Н. Ахназарян. Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское ис-кусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Гонконге, Дании, Испании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Турции, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. Особое место в репертуарной политике Госоркестра занимает реализация благотвори-тельных и образовательных проектов. Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, вы-пущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до И. Стравинского, работу над которой Е. Светланов вел на протяжении многих лет. За-писи концертов оркестра осуществлены телекомпаниями Mezzo, «Россия 1» и «Культура», радиостанцией «Орфей». В течение трех последних сезонов Госоркестр выступил на фестивалях «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, к 80-летию Родиона Щедрина в Москве, Crescendo в Пско-ве, на III фестивале Дениса Мацуева в Перми, в концертах, посвященных 90-летию Мос-ковской филармонии, памяти Е. Светланова и В. Клиберна; осуществил российские пре-мьеры Симфонии № 3 В. Сильвестрова и «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Р. Щедрина; представил в Концертном зале имени Чайковского цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», который планируется про-водить ежегодно; посетил города России, Испании и Германии. Творческий путь Госоркестра – это череда достижений, по
праву получивших ши-рокое международное признание и навсегда вписанных в
историю мировой культуры. дирижер • Германия Томас Зандерлинг принадлежит к числу самых авторитетных музыкантов своего поколения. Он родился в 1942 году в Новосибирске, начал учиться музыке в Ленинграде, где его отец, прославленный маэстро Курт Зандерлинг, был дирижёром оркестра Ленинградской филармонии. Окончив Специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, продолжил обучение дирижированию в восточно-берлинской Hochschule für Musik. Как дирижер Томас Зандерлинг дебютировал в 1962 году. В 1964 году он был назначен на должность главного дирижера в Райхейнбахе, а спустя два года стал музыкальным руководителем оперного театра в Галле. В последующие несколько лет он с успехом работал во всех ведущих оркестрах и оперных театрах ГДР, включая дрезденскую Staatskapelle и лейпцигский Gewandhaus, и завоевал Приз берлинской критики за оперные постановки в Komische Oper. Вскоре после выхода CD с первой в истории записью «Сюиты на стихи Микеланджело» Д. Шостаковича, Т. Зандерлинг стал ассистентом Г. фон Караяна и Л. Бернстайна. В начале 1980-х годов он стал постоянным приглашённым дирижёром Немецкой государственной оперы Unter Den Linden. Затем последовал успешный дебют в Венской государственной опере, где он дирижировал «Волшебной флейтой». Сразу после этого Венская опера пригласила его продирижировать «Свадьбой Фигаро» — первой постановкой шедевра Моцарта в этом театре со времени кончины великого Карла Бёма. Т. Зандерлинг — обладатель многих престижных наград, в том числе лауреат ряда дирижёрских конкурсов. Среди оркестров, которыми дирижировал Т. Зандерлинг — лучшие коллективы Германии: Немецкий симфонический оркестр, берлинский Konzerthausorchester, дрезденская Staatskapelle, оркестры Дрезденской филармонии и лейпцигского Gewandhaus, оркестр г. Галле, оркестры Баварского радио, северогерманского радио (Гамбург) и западногерманского радио (Кёльн); симфонические оркестры Монреаля, Ванкувера, Питтсбурга, Балтимора и Далласа; оркестр Чешской филармонии, филармонический оркестр радио Хильверсума (Нидерланды); ведущие оркестры Великобритании (симфонический оркестр Борнемута, Лондонский филармонический, Королевский филармонический, Королевский филармонический Ливерпуля, Шотландский оркестр ВВС), Скандинавии (оркестры филармоний Осло и Бергена в Норвегии, филармонии Хельсинки, Королевский оркестр Стокгольма), России (оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского). Т. Зандерлинг — главный приглашённый дирижёр Новосибирского академического филармонического оркестра, Национального филармонического оркестра России, а также пожизненный почётный музыкальный директор симфонического оркестра г. Осака (Япония), с которым он дважды в течение трёх лет выиграл Гран-При критиков Осаки. Маэстро особенно прославился своим исполнением русского, немецкого и французского репертуара. В качестве дирижёра-постановщика Т. Зандерлинг приглашался во многие оперные театры, среди которых Немецкая опера Unter den Linden; берлинские Staatsoper, Deutsche Oper и Komische Oper; Баварская и Гамбургская государственные оперы; Опера Франкфурта; оперные театры Галле и Бонна Венская государственная опера; Большой и Мариинский театры; театр La Fenice (Венеция); оперные театры Ниццы, Граца, Гётеборга, Осаки; Королевская опера и Kongelige Teater (Дания); Финская национальная опера; Opera Forum (Нидерланды). Оперный репертуар маэстро включает такие шедевры, как «Фиделио» Бетховена, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Вольный стрелок» Вебера, «Отелло», «Аида» и «Дон Карлос» Верди, «Дейдамия» Генделя, «Русалка» Дворжака «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» Моцарта, «Богема» Пуччини, «Проданная невеста» Сметаны, «Пиковая дама» Чайковского, «Леди Макбет...» Шостаковича, «Кавалер розы» Р. Штрауса. Будучи в течение многих лет близким другом Д.Д. Шостаковича и его семьи, Т. Зандерлинг по сей день продолжает тесно сотрудничать с И.А. Шостакович, вдовой композитора. Впервые он встретился с Шостаковичем во время своего московского дебюта, дирижируя по приглашению Евгения Светланова Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (после победы на престижном международном конкурсе дирижёров в ГДР). Под впечатлением от искусства молодого дирижёра, Шостакович предложил ему перевести на немецкий тексты своих 13-й и 14-й симфоний. Позднее Т. Зандерлинг продирижировал немецкими премьерами обоих сочинений. Он также впервые в мире записал Сюиту на стихи Микеланджело. Затем последовали мировые премьеры двух вокальных циклов: «Шесть романсов на стихи британских поэтов» и цикл англо-американских народных песен, с симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене (концертные записи обоих циклов были изданы на лейбле Orfeo в 2012 году). По инициативе И.А. Шостакович Зандерлинг создал оригинальную итальянскую версию Сюиты на стихи Микеланджело. Кроме того, Т. Зандерлинг осуществил премьерные записи многих других сочинений великого композитора (2 CD, вышедшие на Deutsche Grammophon и отмеченные «выбором редактора» по опросу лондонского журнала Gramophone, солист С. Лейферкус)). В их числе: Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Восемь вальсов (оркестровка Б. Тищенко), «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» ор. 146, «Сатиры» («Картинки прошлого») оp. 100, «Пять романсов на тексты из журнала "Крокодил”» оp. 121 (оркестровка Л. Десятникова), «Предисловие к полному собранию моих сочинений» оp. 123. Обширная дискография Томаса Зандерлинга включает записи, сделанные на Deutsche Grammophon, Sony Classical International, Naxos, BIS, Chandos, Audite, Berlin Classics. Записи дирижёра удостоены многих призов. Например, Симфония № 6 Г. Малера с оркестром Санкт-Петербургской филармонии (Cannes Classical Award); Полное собрание симфоний И. Брамса с Лондонским оркестром Philharmonia (Salzburg Prize); Концерт для фортепиано с оркестром П. Клецки ре минор op. 22, солист Й. Бановетц (Grammy Nomination); Полное собрание симфоний французского композитора А. Маньяра (Cannes Classical Award); Полное собрание оркестровых сочинений С. Танеева (получившее несколько призов). Одним из самых ярких событий прошедшего сезона стала российская премьера Симфонии № 3 Л. Бернстайна «Кадиш», исполненной под руководством Т. Зандерлинга на III Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве 11 сентября 2011 года.
Ближайшие планы маэстро Зандерлинга включают концерты в Берлине и Пекине
с Штутгартским симфоническим оркестром, с Сиднейским оркестром,
оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим
оркестром имени П.И. Чайковского; новую постановку оперы Д. Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда» в Гётеборгской опере (режиссёр-постановщик
Г. Вик); мировую премьеру последней оперы М. Вайнберга «Идиот»,
посвящённой Д. Шостаковичу, в Национальном театре Мангейма; новую
постановку «Свадьбы Фигаро» В.А. Моцарта в Национальном центре
исполнительских искусств в Пекине. Виктор Пикайзен скрипка Немногим выпадает высокая честь – играть на инструменте, принадлежащем великому Па-ганини. Этого права удостоился в 1965 г. замечательный скрипач Виктор Пикайзен после кон-курсной победы на родине итальянского виртуоза. К тому времени за его плечами был почти два-дцатилетний артистический путь, хотя ему тогда едва минуло тридцать лет. В.А. Пикайзен родился в 1933 г. в Киеве. Уже в раннем детстве проявился его незаурядный музыкальный талант. В 9-летнем возрасте он играл в сопровождении симфонического оркестра, а через два года начались и его успешные сольные выступления – сначала в Киеве, а затем в Москве. Особенное восхищение вызывали виртуозные данные юного скрипача. На его великолеп-ные возможности обратил внимание выдающийся педагог и музыкант Д.Ф. Ойстрах. Под его ру-ководством в Московской консерватории и в аспирантуре формировался творческий облик арти-ста. Д.Ф. Ойстрах не ошибся, предсказывая своему ученику большое будущее. С конца 40-х гг. начинаются конкурсные успехи В. Пикайзена. В 16 лет он становится лауреатом Международного конкурса им. Яна Кубелика в Праге, а за период учебы в консерватории трижды завоевывает зва-ние лауреата – на Международных конкурсах имени Бельгийской королевы Елизаветы в Брюссе-ле, имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже и имени П.И. Чайковского в Москве. Своеобразным под-ведением итогов конкурсных завоеваний стала триумфальная победа на конкурсе им. Н. Паганини в Генуе. В. Пикайзен много концертировал в нашей стране и за рубежом. С неизменным успехом проходили его гастроли в Англии, Франции, Италии, Голландии, Швеции, ГДР, Чехословакии, Югославии, ФРГ, Японии, странах Латинской Америки, во Вьетнаме… Советская и зарубежная пресса называла Виктора Пикайзена одним из лучших советских скрипачей, блистательным вир-туозом, глубоким и многогранным музыкантом. Если в юности он покорял слушателей прежде всего ошеломляющей виртуозностью, темпераментной непосредственностью, то впоследствии в его игре сочетались безупречное мастерство с поэтической одухотворенностью, логической цель-ностью исполнительских замыслов. Исполнительскому искусству Пикайзена присуще в высшей степени чувство формы, умение единым взглядом охватить монументальные полотна. Обширный и разнообразный репертуар скрипача включает произведения русской и зару-бежной классической музыки, произведения современных композиторов. Глубокое впечатление производит на слушателей интерпретация бессмертных шедевров Баха, Моцарта, Бетховена, Шу-берта, Брамса, Грига, Бартока, Чайковского, Паганини, Венявского, Сибелиуса. Значительное ме-сто в репертуаре исполнителя принадлежит сочинениям советских авторов. Тонко чувствующий особенности современной музыки, Пикайзен, по общему признанию, является одним из лучших исполнителей концертов Прокофьева и Шостаковича, Хачатуряна и Хренникова, Кабалевского и Б. Чайковского. За
большие услуги в развитии скрипичного искусства В. Пикайзен удостоен в
1979 г. по-четного звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1989 – «Народный
артист России». В 2003 году в честь 70-летия со дня рождения, 60-летия
концертной деятельности и 45-летия работы в Москов-ской филармонии В.
Пикайзен награжден Орденом Почета.
| |
Просмотров: 1172 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |