Главная » Файлы » фильмы о музыке |
09.06.2014, 13:39 | |
В программе: Фрагменты из спектакля «Господин Макинпот» «Божественная комедия XXI» – трилогия из трех инструментальных концертов и произведений Данте, И.В. фон Гёте, А.Блока, М.Булгакова «Ад» – концерт для альта с оркестром (Премьера) «Чистилище» – концерт для фортепиано с оркестром (Премьера) «Рай» – концерт для скрипки с оркестром «Последняя любовь» – вокальный цикл на стихи Ф.Тютчева Елена Камбурова
Елена Камбурова – народная артистка России, певица, актриса, основатель и художественный руководитель московского театра Музыки и Поэзии. Окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), затем факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского, работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие — музыку, текст и драматургическое начало. В репертуаре Камбуровой музыкальные интерпретации вершин русской поэзии (стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, В. Маяковского, И. Бродского и др.), а также лучшие образцы авторской песни – Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого. Многие композиторы пишут музыку специально для Камбуровой, с учетом ее творческой индивидуальности, вокальных особенностей и актерского диапазона . В частности, рассчитывая на ее исполнение, Владимир Дашкевич написал «Реквием» на стихи Анны Ахматовой, сочинение для певицы, хора и симфонического оркестра и вокальный цикл «Сохрани мою речь…» на стихи Осипа Мандельштама (обе премьеры состоялись на сцене Концертного зала имени Чайковского) Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на французском, английском, польском, испанском, греческом языках, иврите. Елена Камбурова много работает в кино – ее голос звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах. Среди самых известных работ в кино – «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш» «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др. Елена Камбурова – народная артистка России (1995), Лауреат Царскосельской Художественной премии (1999), Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), Лауреат Премии Владимира Высоцкого «Своя колея» (2013), лауреат Международной премии Станиславского (2013). Николай Медведев
фортепиано Николай Медведев родился в Тюменской области в 1986 году. Окончив музыкальную школу (2001) и Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова (2005), поступил в Консерваторию Краснодарского государственного университета культуры и искусств. На протяжении этого времени Николай Медведев занимался в классе профессора Н. Л. Межлумовой. В 2007 году пианист продолжил свое обучение в РАМ имени Гнесиных в классе народного артиста России, профессора А. Г. Скавронского, а с 2008 года – в классе Т. А. Зеликман, у которой учится поныне в аспирантуре Академии. Музыкант принимал участие в международных фортепианных мастер-классах «Тель-Хай», проходящих в Израиле (2007, 2011, 2012, 2013), где занимался с Эммануилом Красовским, Владимиром Троппом, Николаем Петровым, Дмитрием Башкировым, Александром Мндоянцем, Джеромом Роузом; в международных фортепианных местер-классах в Хвиде-Санде в Дании (2008, 2013) под руководством декана Датской королевской академии музыки Хосе Риберы. За годы обучения Н. Медведев являлся стипендиатом Российского фонда культуры, Международного благотворительного фонда имени А. К. Глазунова, Международного фонда «Новые имена», Фонда «Русское исполнительское искусство». Николай Медведев – лауреат всероссийских и международных конкурсов, среди которых: «Путь к мастерству» в Москве (2006, IVпремия); «Искусство и образование XXI века» в Киеве (2006, Гран-при); имени М. А. Балакирева в Краснодаре (2006, I премия); конкурс Адилии Алиевой во французском Гайарде (2010, специальный приз); имени Панчо Владигерова в болгарском Шумене (2011, III место); в Тель-Авиве в Израиле (2011, II место); в г. Кампильосе испанской провинции Малага (2011, II место); памяти Владимира Горовица в Киеве (2012, II место, Специальный приз парижского Зала Корто). Пианист также награжден памятным призом международных фортепианных мастер-классов «Тель-Хай» в Тель-Авиве (2012) и призом лучшему участнику этих мастер-классов (2013). В 2010 году Н. Медведев был удостоен молодежной премии «Триумф». В ансамбле с саксофонистом Никитой Зиминым пианист участвовал во всероссийских и международных конкурсах: молодежных Дельфийских играх в Самаре (2009, Iпремия); IVконкурсе Aeolus в Дюссельдорфе в Германии (2009, I премия); V конкурсе имени Адольфа Сакса в Динане в Бельгии (2010, II премия, специальный приз); I конкурсе «Голос саксофона в современном мире» в Москве (2011, I место, специальный приз за лучшее исполнение сонаты Э. Денисова, специальный приз «Лучший концертмейстер»). В настоящее время дуэт выступает на различных концертных площадках России и Европы. Николай Медведев гастролировал с сольными концертами в залах России, Германии, Израиля, Норвегии, Дании, Болгарии, выступал под управлением таких дирижеров, как Адольф Вучер, Владимир Понькин, Владимир Зива, Тимур Мынбаев, Николай Дядюра. Николай Медведев принимал участие в Первом и Втором фестивалях Мстислава Ростроповича в Москве (2010, 2011), в Первом Международном фестивале «Лики современного пианизма» в Мариинском театре Санкт-Петербурга. С 2008 года Николай Медведев участвует в спектакле Театрального товарищества Олега Меньшикова «1900. Легенда о пианисте». Михаил Березницкий
альт Михаил Березницкий родился в Москве в семье музыкантов. С 6 лет начал обучение игре на скрипке под руководством педагога И. М. Ванинской. В 1985 г он с отличием окончил музыкальную школу и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории в класс профессора Н.Г. Бешкиной. В 1989 г. окончив училище с красным дипломом, Михаил Березницкий поступает в Московскую консерваторию в класс профессора М.С. Глезаровой. За годы учёбы в консерватории М. Березницкий пробует себя в самых разных музыкальных жанрах и амплуа. Увлечение квартетом приносит ему победу на международном конкурсе камерных ансамблей им. В.Беллини в 1990 (Италия). С 1992 года сотрудничает с камерным ансамблем Солисты Москвы п/у Юрия Башмета, являясь продолжительное время одним из концертмейстеров коллектива. Одновременно он увлекается аутентичным исполнительством и становится одним из первых в России скрипачей - лидеров этого направления. В это же время начинается его активная гастрольная деятельность как солиста и ансамблиста. По окончании консерватории Михаил Березницкий продолжает поиски новых форм и направлений в исполнительском творчестве, которые приводят его к освоению нового инструмента – альта, притягивающего своей необычной звуковой палитрой и широкими тембровыми возможностями. Уже через месяц занятий на инструменте музыкант с огромным успехом выступает в Малом зале Московской консерватории. В 1996 – 1998 Березницкий проходит стажировку в Московской консерватории как альтист в классе профессора Юрия Башмета. Он играет большое количество сольных и ансамблевых альтовых произведений, регулярно участвует в концертах как альтист и скрипач, часто используя в своих программах оба инструмента. В 1997 он становится лауреатом двух международных альтовых конкурсов – Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса на острове Мэн в Англии и Международного конкурса альтистов в Москве, организованного Юрием Башметом (Первая премия и Приз за лучшее исполнение произведений И.С.Баха). С этого времени Березницкий начинает гастролировать по всему миру как альтист. Он выступает в качестве солиста с оркестрами, играет камерные концерты и участвует в международных музыкальных фестивалях, среди которых Декабрьские Вечера, Московская Осень, Территория (Москва), Berliner Festwochen, Oleg Kagan Musikfest (Германия), Bath International Music Festival (Англия), Gaudeamus (Нидерланды) и другие. Михаил Березницкий является первым исполнителем в России ряда альтовых произведений ведущих русских и зарубежных композиторов. Среди них Н. Рота, М. Найман, Р. Кларк, Дж. Боуэн, М. Фелдман, Е. Подгайц, М. Броннер и многие другие. Он играет в ансамблях с такими известными музыкантами, как Г. Кремер, А. Любимов, Ю. Башмет, Н. Гутман, А. Рудин, В. Третьяков, Н. Штаркман, В. Попов, Ю. Франц. Выступает в престижных концертных залах, таких как Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал имени П.И.Чайковского, Светлановский и Камерный залы Московского Дома Музыки, Большой и Малый залы Петербургской филармонии, Большой зал филармонии в Познани (Польша), Konzerthaus и Kammermusiksaal der Philharmonie (Берлин), Cite de la musique (Париж) и других. Репертуар и музыкальные интересы Березницкого охватывают музыку от раннего барокко до новейших авангардных течений. Он исполняет множество произведений современных российских и зарубежных композиторов, постоянный гость ансамбля 4’33 Алексея Айги, имеет записи на радио, телевидении и компакт дисках. В 2002 г. М. Березницкий удостаивается звания Заслуженный артист России. С 2005 г. преподает в Московской государственной Консерватории им. П.И.Чайковского. Максим Федотов
скрипка Максим Федотов родился 24 июля 1961 г. в семье выдающегося дирижера Кировского (Мариинского) театра Виктора Федотова. Музыкальное образование получил в Специальной музыкальной школе в Ленинграде и в Московской консерватории. Его педагогами были Б. Сергеев, Д. Цыганов, И. Безродный. Также музыкант обучался по классу оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории у народного артиста СССР В. Чернушенко. Максим Федотов – лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей в Риге (1981), а также крупнейших международных конкурсов: имени Никколо Паганини в Генуе (1982), имени П. И. Чайковского в Москве (1986, II премия), в Токио (1986, I премия, Золотая медаль и все специальные призы), международного конкурса камерных ансамблей имени Дж. Б. Виотти (Верчелли, 1984). Своим великолепным искусством скрипач завоевал признание публики по всему миру, а зарубежная пресса не скупится на эпитеты, называя его «блестящим артистом и совершенным мастером», «русским Паганини» («Франкфуртское обозрение»). Музыкант сотрудничает с известными оркестрами и дирижерами, концертируя в крупнейших залах мира: лондонском Barbican Hall, бирмингемском Symphony Hall, Finland в Хельсинки, берлинском Konzerthaus, лейпцигском Gewandhaus, мюнхенском Gasteig, франкфуртской Alte Oper, мадридском Auditorium, афинском Megaron, венском Musikverein, токийском Suntory Hall, зальцбургском Mozarteum, миланском Verdi Concert Hall, в залах Кёльнской филармонии, Венской оперы, Большого и Мариинского театров России и многих других. Только в Большом зале Московской консерватории за последние 10 лет Максим Федотов дал более 50 сольных и симфонических концертов. Большое внимание скрипач уделяет камерному музицированию, записываясь и выступая в дуэте с пианисткой Галиной Петровой. Популярностью пользуются их записи сочинений Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, И. Брамса, а также транскрипции популярных классических миниатюр (в переложении композитора Аиды Исковой). Среди записей скрипача также 24 каприса Н. Паганини (DML Сlassics) и серия CD «Все произведения Бруха для скрипки с оркестром» (Naxos). Максим Федотов – первый скрипач, давший сольный концерт на двух скрипках Паганини: работы Гварнери дель Джезу и Жана Батиста Вийома (Санкт-Петербург, 2003). В последнее десятилетие Максим Федотов сочетает деятельность концертирующего скрипача и симфонического дирижера. С 2003 по 2005 он был главным дирижером Русского симфонического оркестра. С 2006 по декабрь 2010 занимал пост художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония», с которым провел в центральных залах Москвы около 100 симфонических программ, концертных исполнений опер, оперетт, кантат («Аида» Дж. Верди, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Реквием» Дж. Верди, «Кармина бурана» К. Орфа и др.), гала-концертов. Музыкант сотрудничал с хором Большого театра, Государственной академической хоровой капеллой имени А. А. Юрлова, Академией хорового искусства им. В. С. Попова, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения», Хором Собора Св. Петра (Ватикан), с выдающимися солистами Н. Петровым, Д. Мацуевым, А. Гиндиным, Ю. Розумом, А. Князевым, Д. Шаповаловым, Д. Илларионовым, С. Ролдугиным, К. Родиным, Х. Герзмавой, В. Маториным, П. Вильегасом, В. Григоло, Фр. Провизионато, И. Беррэтом. Имеет записи на CD и DVD (лейблы Classical Records, Naxos), а также записи концертов на телеканалах «Культура», «Мир» и других. В 2006-2007 годах Максим Федотов был главным дирижером Венских балов в Москве, Русских балов в Баден-Бадене, Первого Московского бала в Вене. С января 2011 года Максим Федотов – главный дирижер Русского симфонического оркестра имени Сергея Прокофьева. Музыкант сотрудничает с такими коллективами, как Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр, Симфонический оркестр Государственной академической капеллы имени М. И. Глинки, Национальный симфонический оркестр Украины, Стамбульский CRR Symphony Orchestra, оркестр Баден-Баденской филармонии, Корейский симфонический оркестр (Сеул), Евразийский симфонический оркестр (Астана), Симфонический оркестр радио и телевидения Братиславы, камерный оркестр Musica Viva, Камерный оркестр Ватикана и многие другие. Особое значение для музыканта имеет сотрудничество с Санкт-Петербургским Домом музыки под руководством Сергея Ролдугина, где он выступает как дирижер и проводит мастер-классы. С 1995 года – вице-президент, а в 1997-2003 гг. – президент Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П. И. Чайковского. С 1987 года Максим Федотов преподает в Московской консерватории (ныне – профессор кафедры скрипки под руководством Э. Грача). С 2003 по 2008 гг. руководил кафедрой скрипки и альта РАМ имени Гнесиных. Максим Федотов – Народный артист России (2002), лауреат Премии Правительства Москвы (2003), член жюри Международных конкурсов скрипачей. Михаил Левитин – режиссер, драматург, писатель, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж». Родился в Одессе (1945). Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (1969). Дипломный спектакль молодого режиссера («О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» Петера Вайса) был поставлен сразу в знаменитом Театре на Таганке. К Юрию Любимову тогда сложно было попасть даже в качестве зрителя. Михаил Левитин, проходя мимо театра, поспорил с товарищем, что зайдет и попросит постановку. Отчасти ему повезло, но в большей степени роль сыграло обаяние молодого режиссера и его уверенность в своем предназначении. К концу 1970-х он осуществил более десяти успешных постановок. Среди них – «Синяя птица» М. Метерлинка (Рижский ТЮЗ, 1968), «ПеппиДлинныйчулок» по А. Линдгрен (Московский ТЮЗ, 1969), «Концерт для…» по М. Жванецкому (Ленинградский театр комедии, 1973), «Мерси, или Похождения Шипова» по Б. Окуджаве (Рижский ТЮЗ, 1974), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (ЦТСА, 1975), «Странствия Билли Пилигрима» по К. Воннегуту (ЦТСА, 1976). «Знаменательная встреча произошла у меня с молодым режиссёром исключительного дарования, страстным последователем Таирова Михаилом Левитиным, – вспоминает Владимир Дашкевич. – К нам с Олей пришёл красивый юноша с тёплым взглядом выразительных глаз. Он был одессит, но совершенно особенный — без пошлого псевдоодесского юмора, скорее утончённый и аристократичный. Он хотел, чтобы я написал музыку к спектаклю “Синяя птица” по пьесе Метерлинка, которую он ставил в знаменитом Рижском ТЮЗе. Там я применил авангардную технику для вокальных монологов персонажей — Души света, Души воды и Души огня. Их записал знаменитый ансамбль “Мадригал”, созданный Андреем Волконским. Пела Лидия Давыдова — сопрано, способное спеть музыку любой сложности, а партию ударных блистательно сыграл мой ученик по Гнесинскому институту, будущий знаменитый мастер Марк Пекарский». В 1987 году Левитин стал главным режиссером Театра миниатюр, который с того же года получил свое нынешнее название – «Эрмитаж». Первые спектакли, поставленные здесь, – «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» изменили художественное направление театра, расширили круг его зрителей, привлекли к нему пристальное внимание людей культуры. «Хармс», сыгранный более семисот раз, до сих пор остается в репертуаре. Спектакль стал не только театральным, но и общекультурным событием: Левитин открыл для сцены поэтику обэриутов. Хармс, Введенский, Олейников – постоянные спутники режиссера. По его инициативе и при участии театра были проведены посвященные обэриутам Первый международный фестиваль и научная конференция (1990). Театр Левитина – это особенный, авторский театр, театр режиссера-литератора, режиссера-писателя, где важнейшая роль отведена художественному слову. Целый ряд спектаклей М. Левитин поставил по собственным пьесам и инсценировкам, а в конце 1970-х он дебютировал как прозаик. Его рассказы, повести, очерки печатались в «Юности», «Октябре», «Неве», «Знамени», «Театре», «Театральной жизни», «Вопросах театра». Он также автор ряда книг. Особое место в творчестве Левитина занимает вышедшая в 2009 году в серии «ЖЗЛ» книга «Таиров» – роман-биография, полная драматизма история жизни крупнейшего режиссера. Левитин – неоднократный номинант литературной премии «Букер». Театр «Эрмитаж» под руководством М. Левитина успешно гастролировал в США, Канаде, Италии, Швейцарии, Голландии, Германии, Польше, Израиле, Уругвае, Колумбии, Кубе, Эквадоре, Бразилии. В швейцарской прессе российский коллектив называли «самым изысканным театральным коллективом России», а Департамент латиноамериканских стран присвоил ему почетное звание «Театр Латинской Америки». Михаил Левитин удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста России. Он также – лауреат Премии Москвы. Ю́лій Черса́нович Кім — російський поет, композитор, драматург, сценарист, бард. Юлий Ким родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка и учительницы русского языка. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В студенческие годы обратился к песенному творчеству, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Первые его концерты прошли в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро обрел популярность в СССР. По окончании учебы Юлий Ким преподавал. В эти же годы начал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. С 1968 года стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом «Ю. Михайлов». С середины 70-х стал работать над собственными пьесами. В 1985 году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под своим именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями – «Рыба-кит». В настоящее время дискография Юлия Кима насчитывает более 20 дисков. Он является автором около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Многие песни созданы Юлием Кимом в соавторстве с композиторами Владимиром Дашкевичем, Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым. Они звучат в 50 фильмах, среди которых «Засекреченный город», «Красавец-мужчина», «Короли и капуста», «Ярославна, королева Франции», «Голубой карбункул», «Там, на неведомых дорожках…», «Пеппи Длинныйчулок», «Собачье сердце», «Тень, или Может быть, все обойдется», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и другие киноленты. В 2002 году Юлий Ким перевел на русский язык мюзикл «Собор Парижской Богоматери». В 2010 году написал стихи на музыку П. И. Чайковского к полнометражному мультфильму Гарри Бардина «Гадкий утенок» (по Г. Х. Андерсену). Юлий Ким – член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), литературного Пен-клуба (1997). Лауреат премии «Золотой Остап» (1998), российской Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000), Царскосельской художественной премии (2003), литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года» (2007), Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор/перевод)» (2007), Обладатель «Бард-Оскара» (2009). Сергей Скрипка
дирижер Выпускник Московской государственной консерватории, постигший школу мастерства в классе профессора Л. Гинзбурга, Сергей Скрипка (р. 1949) быстро завоевал авторитет среди музыкантов как талантливый дирижер, умеющий работать рационально и добиваться нужных ему результатов. Его гастрольно-концертная деятельность после окончания консерватории проходила в контакте с различными коллективами в городах бывшего СССР. Дирижер провел большое количество концертов и осуществил записи на грампластинки и компакт-диски с известными солистами, в частности, с М. Плетневым, Д. Хворостовским, М. Безверхним, С. Судзиловским, А. Ведерниковым, Л. Казарновской, А. Любимовым, В. Тонхой, А. Диевым, Р. Замуруевым, А. Гиндиным, А. Набиулиным, А. Баевой, Н. Борисоглебским, а также с крупнейшими оркестрами. < Так, с оркестром Московской филармонии, Государственным академическим Московским хором (ныне – хор имени Кожевникова) и Московским хором учителей под руководством выдающегося хормейстера А. Д. Кожевникова, С. Скрипка впервые записал подлинный раритет отечественной музыкальной культуры – ораторию «Минин и Пожарский» выдающегося русского композитора Степана Дегтярева (1766-1813) на фирме «Мелодия» (диск был записан в 1990, вышел в 2002 году). С 1975 года С. Скрипка также руководит Симфоническим оркестром подмосковного города Жуковский, с которым в 1991 с большим успехом гастролировал в Швейцарии, был на фестивалях в Швеции, Польше, Венгрии. Высокую оценку Родиона Щедрина получил компакт-диск с записью «Кармен-сюиты». Жуковский симфонический оркестр неоднократно участвовал в концертных программах Московской государственной филармонии. С. Скрипка – Почетный гражданин г. Жуковского. Основная творческая деятельность дирижёра проходит в совместной работе с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии на студиях «Мосфильма». С 1977 года оркестр под управлением С. Скрипки записывал музыку практически ко всем фильмам, которые выходили в России, а также фонограммы по заказу киностудий Франции и США. С 1993 года С. Скрипка является художественным руководителем и главным дирижёром Оркестра кинематографии. В 1998 году музыкант удостоен почётного звания «Народный артист Российской Федерации». Он является также членом Союза кинематографистов России и двух российских киноакадемий: «НИКА» и «Золотой орёл». Творческая дружба связывает Сергея Скрипку с известными творцами искусства кинематографа. Неоднократно на одну сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Э. Рязанов, Н. Михалков, С. Соловьев, П. Тодоровский, любимые публикой актеры, композиторы, сценаристы. Слушателям надолго запомнятся яркие концертные программы: посвящение 100-летию студии «Союзмультфильм», юбилеи Г. Гладкова, Э. Артемьева, А. Зацепина, вечера памяти Т. Хренникова, А. Петрова, Е. Птичкина, Н. Богословского, а также режиссера Р. Быкова. Ещё одна грань творческих интересов С. Скрипки – работа с молодыми музыкантами. Под его управлением были подготовлены концертные программы интернационального молодёжного симфонического оркестра Международного музыкального лагеря в городе Твери, университетского оркестра шотландского города Абердина, студенческого оркестра Российской академии музыки имени Гнесиных. В этом вузе С. Скрипка, профессор кафедры оркестрового дирижирования, преподавал в течение 27 лет (с 1980 года). Репертуар Сергея Скрипки обширен. Помимо огромного количества музыки современных композиторов, которая звучит в исполнении Оркестра кинематографии во всех фильмах, дирижер часто обращается к классической музыке, исполняя ее в концертных программах. Среди них – как известные, так и редко звучащие сочинения, такие как «Именинная» увертюра Бетховена, Симфония ми-бемоль мажор Чайковского и другие. Впервые в нашей стране дирижер представил ораторию «Страсти по Марку» Р. Кайзера, а также осуществил первые записи на компакт-диски произведений Р. Глиэра, А. Мосолова, В. Шебалина и Э. Денисова. Маэстро постоянно приглашают к участию в работе жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Среди последних событий – ХVII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале (2012) и VII Всероссийский открытый конкурс композиторов им. А. Петрова в Санкт-Петербурге (2013). Уже в течение восьми сезонов в Московской филармонии Сергей Скрипка и Российский государственный симфонический оркестр кинематографии осуществляют уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». Маэстро является автором идеи, художественным руководителем проекта и дирижером всех концертов абонемента. Концерты Сергея Скрипки и Оркестра кинематографии не ограничиваются его персональным абонементом. В этом сезоне слушатели смогут посетить концерты нового филармонического абонемента «Музыка души» в Большом зале консерватории, в одном из концертов которого принимают участие Оркестр под управлением С. Скрипки с программой, посвященной музыке выдающегося композитора Дж. Гершвина, ведущий программы – известный музыкальный комментатор Йосси Тавор. В 2010 году Сергей Скрипка стал лауреатом премии Правительства России в области культуры. Ансамбль Дмитрия Покровского
музыкальный руководитель – Мария Нефёдова, режиссёр – Ольга Юкечева Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским (1944–1996) ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой. В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой – приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации – живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ. Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре – широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов – И. Стравинского, Г. Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А. Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М. Шмотовой и других авторов. Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. В их числе – Бирмингемский симфонический оркестр, Синодальный хор, ансамбли «Пол Уинтер Консорт», «Опус Пост» и Татьяна Гринденко, Алексей Айги и ансамбль «4.33», дирижеры Феликс Коробов, Томас Эдис, Майкл Тилсон Томас и другие музыканты. Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации. Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив – частый гость телепередач и радиопрограмм. С 1998 по 2012 годы Ансамбль Покровского являлся Творческой мастерской Театра на Таганке. Ансамбль Дмитрия Покровского хорошо знаком российским слушателям, а также публике Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Финляндии, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии. Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России, лауреат премии Правительства России в области культуры, проф. Сергей Скрипка Российский государственный симфонический оркестр кинематографии ведёт свою историю со времён «Великого Немого». Однажды, в ноябре 1924 года в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре оркестр, которым руководил композитор и дирижёр Д. Блок, стал играть на сеансах и в других кинотеатрах. Отныне и навсегда судьба этого коллектива оказалась связанной с кинематографом. Оркестр кинематографии внёс свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени выдающихся режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева. Музыку к ним писали Д. Шостакович, И. Дунаевский, Т. Хренников, С. Прокофьев. «Каждый прошедший год моей жизни связан с какой-либо работой для кино. Делал я эти работы всегда с удовольствием. Жизнь показала, что советская кинематография нашла принципы максимально выразительного, правдивого соединения звуковых и зрительных элементов. Но всякий раз творческие поиски этих соединений так интересны и полезны, что задачи остаются неисчерпаемыми, а возможности бесконечными, как это и должно быть в настоящем искусстве. На своем опыте я убедился, что работа в кино – огромное поле деятельности для композитора и что она приносит ему неоценимую пользу», – говорил Дмитрий Шостакович, огромную часть творческого наследия которого составляет киномузыка. Им создано 36 партитур к фильмам – от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма, для которого специально была написана музыка), до «Короля Лира» (1970), – и работа с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии является отдельной главой биографии композитора. В год 100-летия со дня рождения Шостаковича, оркестр принимал участие в посвященном памяти композитора фестивале. Жанр кинематографа открывает композиторам новые горизонты, освобождая от замкнутого пространства сцены и необыкновенно расширяя полет творческой мысли. Особое «монтажное» мышление позволяет раскрыть мелодический дар, снимая обязательные условности оперно-симфонической драматургии. Именно поэтому в области киномузыки работали все выдающиеся отечественные композиторы, оставляя лучшие воспоминания о совместном творчестве с Оркестром кинематографии. Андрей Эшпай: Эдисон Денисов: Все значительные вехи истории российского кино являются также творческими достижениями Оркестра кинематографии. Вот только некоторые из них: запись музыки к кинофильмам, отмеченным престижным «Оскаром», – «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомлённые солнцем». Работа в кино предъявляет к музыкальному коллективу особые требования. Запись музыки к фильму проходит в условиях строгих временных рамок почти без репетиций. Этот труд требует высокого профессионального мастерства каждого артиста оркестра, чёткости и собранности, музыкальной чуткости и быстрого понимания замысла композитора. Всеми этими качествами в полной мере обладает Симфонический оркестр кинематографии, в составе которого всегда были лучшие музыканты страны, лауреаты международных конкурсов. Для этого коллектива почти не существует невыполнимых задач. На сегодняшний день он является одним из самых мобильных оркестров, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, выступать в филармонических концертах с самыми разными программами и при этом постоянно работать в студии, записывая четко хронометрированную музыку к фильмам. Музыкантов ценят за эту универсальность, высочайший профессионализм и способность воплотить любой замысел композитора и режиссера. Из воспоминаний Андрея Петрова: Эдуард Артемьев: С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии охотно сотрудничали и сотрудничают все известные композиторы – Г. Свиридов и Э. Денисов, А. Шнитке и А. Петров, Р. Щедрин, А. Эшпай, Г. Канчели, Э. Артемьев, Г. Гладков, В. Дашкевич, Е. Дога и другие. Успехи коллектива, его творческое лицо определялось в контакте со многими талантливыми музыкантами и дирижёрами, работавшими с ним. В разные годы за его пультом стояли Д. Блок, А. Гаук и В. Небольсин, М. Эрмлер и В. Дударова, Г. Гамбург и А. Ройтман, Э. Хачатурян и Ю. Николаевский, В. Васильев и М. Нерсесян, Д. Штильман, К. Кримец и Н. Соколов. С ним сотрудничали такие известные мастера музыкального искусства, как Е. Светланов, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Рождественский, М. Плетнев и Д. Хворостовский. Среди последних работ кинооркестра – музыка к фильмам «Искупление» (режиссер А. Прошкин старший, композитор Э. Артемьев), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (режиссер П. Буслов, композитор Р. Муратов), «Рассказы» (режиссер М. Сегал, композитор А. Петрас), «Уик-энд» (режиссер С. Говорухин, композитор А. Васильев), «Легенда №17» (режиссер Н. Лебедев, композитор Э. Артемьев), «Гагарин. Первый в космосе» (режиссер П. Пархоменко, композитор Дж. Каллис), к мультфильму «Ку. Кин-дза-дза» (режиссер Г. Данелия, композитор Г. Канчели), к многосерийным телефильмам «Достоевский» (режиссер В. Хотиненко, композитор А. Айги), «Раскол» (режиссер Н. Досталь, композитор В. Мартынов), «Жизнь и судьба» (режиссер С. Урсуляк, композитор В. Тонковидов) – последняя лента удостоена специального приза Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа». В 2012 году национальной кинематографической премии «Ника» за лучшую музыку был удостоен фильм «Орда» (режиссер А. Прошкин младший, композитор А. Айги). Оркестр активно приглашают к сотрудничеству ведущие российские и зарубежные киностудии: так для Голливуда в 2012 году была записана музыка к кинофильму «Москва 2017» (режиссер Дж. Брэдшоу, композитор Э. Артемьев). «Замечательный Оркестр кинематографии – живая летопись нашего искусства. Немало дорог пройдено вместе. Уверен, что еще немало прекрасных музыкальных страниц будет вписано блестящим коллективом в будущие шедевры кино», – эти слова принадлежат выдающемуся режиссеру Эльдару Рязанову. Важное место в жизни коллектива занимают концерты. В его репертуаре – многочисленные произведения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. Оркестр кинематографии регулярно выступает в абонементных циклах Московской филармонии с интересными программами, рассчитанными как на взрослую публику, так и на юных слушателей; является желанным участником крупных культурных проектов, как, например, концерт на Красной площади в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 года. В сезоне 2006/07 коллектив впервые представил персональный филармонический абонемент «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского (автор цикла – С. И. Скрипка) и с тех пор концерты абонемента привлекают живой слушательский интерес. Первый концерт абонемента был посвящён киномузыке Дмитрия Шостаковича. Затем в рамках цикла состоялись авторские вечера Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Кирилла Молчанова, Никиты Богословского, Тихона Хренникова, Евгения Птичкина, Исаака и Максима Дунаевских, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, а также концерт памяти Андрея Петрова. Эти вечера, полюбившиеся публике от мала до велика, собрали на филармонической сцене крупнейших деятелей российской культуры, режиссеров, актеров, среди которых такие мастера, как Алиса Фрейндлих, Эльдар Рязанов, Пётр Тодоровский, Сергей Соловьёв, Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Александр Михайлов, Елена Санаева, Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Нонна Гришаева, Дмитрий Певцов и многие другие. Динамичная форма выступлений увлекает слушателей сочетанием музыки и видеоряда, высоким эмоциональным тонусом и профессионализмом исполнения, а также возможностью встретится с любимыми киногероями и режиссёрами, услышать воспоминания о легендах отечественного и мирового кинематографа. Гия Канчели: Почти 20 лет Симфонический оркестр кинематографии выступает в филармоническом абонементе выдающегося лектора-музыковеда Светланы Виноградовой в Большом зале консерватории и Концертном зале имени Чайковского. Оркестр кинематографии – непременный участник различных музыкальных фестивалей. Среди них «Декабрьские вечера», «Музыка друзей», «Московская осень», в концертах которой вот уже не один год оркестр представляет премьеры сочинений ныне живущих композиторов, «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии, концерты в рамках Года кино Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Весной 2010 и 2011 коллектив совершил успешный тур со словенской певицей Манцей Измайловой – сначала в Любляне (Словения), а через год – в Белграде (Сербия). Эта же программа была представлена весной 2012 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в рамках Дней славянской письменности и культуры. В начале 2013 года Оркестр кинематографии был удостоен Гранта Правительства России. Искусство Оркестра кинематографии широко представлено в многочисленных записях музыки к кинофильмам, которая на сегодняшний день является классикой ХХ века, а некогда впервые прозвучала в исполнении этого коллектива. Тихон Хренников:
| |
Просмотров: 1559 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||