Главная » Файлы » фильмы о музыке |
11.02.2014, 11:19 | |
10 февраля 2014 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится третий концерт филармонического абонемента Московского камерного оркестра Musica Viva «Шедевры и премьеры». В этот вечер за дирижерским пультом оркестра впервые будет прославленный немецкий маэстро Петер Нойман – руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum, один из самых авторитетных в мире интерпретаторов музыки Генделя, Баха и Моцарта. Предстоящий концерт станет всего лишь четвертым выступлением 73-летнего дирижера в российской столице. Дважды Нойман приезжал с возглавляемыми им коллективами: в 2005 году в рамках Московского Пасхального фестиваля он представил премьеру «Страстей по Иоанну» И.С. Баха в редакции 1725 года, а в 2009 году под его руководством состоялось исполнение оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя. В апреле 2013 года Нойман продирижировал оперой «Ацис и Галатея» Генделя с российскими солистами, оркестром Pratum Integrum и вокальным ансамблем Intrada в Московском Международном доме музыки. На сей раз перед московской публикой Нойман впервые выступит с моцартовской программой, которую исполнит вместе с оркестром Musica Viva. В первом отделении прозвучит Симфония № 38 («Пражская»), во втором – знаменитый Реквием. Для исполнения Реквиема вместе с оркестром и вокальным ансамблем Intrada на сцену выйдет блестящий интернациональный состав солистов. Это известный немецкий бас-баритон Вольф Маттиас Фридрих, ранее уже принимавший участие в проектах Musica Viva – исполнении оратории «Сотворение мира» (2007) и вечере к 300-летию Джованни Перголези (2010), и российская дебютантка, шведское сопрано Мария Кеохане, чрезвычайно востребованная в барочном репертуаре. Также в исполнении примут участие молодые, но уже зарекомендовавшие себя на профессиональной сцене российские певцы – меццо-сопрано Дарья Телятникова и тенор Алексей Неклюдов. Для оркестра Musica Viva исторически-достоверное исполнение музыки барокко и раннего классицизма является одним из основных направлений творческой деятельности. В разные годы коллектив осуществил проекты, получившие высокую оценку публики и критиков. Так, в концертах были представлены оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», опера Моцарта «Идоменей», оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». Уникальной музыкально-просветительской акцией стал концерт «Классик-кавалькада» (2006), когда впервые на российской сцене был представлен симфонический оркестр, все музыканты которого играли на исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. Сотрудничество с ведущими музыкантами мира, специализирующимися на исторически достоверном исполнении музыки XVIII столетия, также стало одним из «фирменных знаков» оркестра, за пультом которого в разные годы стояли такие прославленные мастера как Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон. Первый совместный концерт с Петером Нойманом продолжит эту традицию. Исполнение сочинений Моцарта под его управлением обещает стать большим художественным событием в культурной жизни столицы.
В последние десятилетия Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер, исполняющий произведения Генделя. В 1999 году он открыл в Кельне серию концертов, которая называлась «250 лет ораториям Генделя». В ней он исполнял те оратории, которые ровно 250 лет назад были в репертуаре самого композитора. Цикл продолжался несколько лет и сопровождался выходом дисков. В обширной дискографии Ноймана представлены также все мессы и Реквием Моцарта, выпущенные лейблом EMI Classic, духовная музыка Шумана и Брамса, вторая редакция «Страстей по Иоанну» Баха и другие произведения.
Широкий диапазон позволяет певцу исполнять сложные оперные арии Генделя безупречно как с технической, так и с музыкальной точки зрения. В 2008 - 2010 годах он блистал в роли Зороастра в опере «Орландо» на известном фестивале Генделя в Геттингене, в оперном театре Дроттнингхольм в Стокгольме и Комической опере в Берлине. Музыкальность и актерские способности позволили ему блестяще исполнить ряд моцартовский партий. Он исполнял партию Публия в опере «Милосердие Тита» в Оперном театре Праги в сезоне 2006-07 и партию Осмина в опере «Похищение из сераля» в Оперном театре Кельна в 2010 году. В репертуар певца входит также романтическая и современная музыка. В его дискографии – ряд записей, получивших положительные отзывы прессы.
В 2010 году Алексей Неклюдов дебютировал на сцене Большого зала Московской консерватории с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, исполнив партию тенора в Реквиеме Сен-Санса. С тех пор он постоянно выступает с этим коллективом, принимал участие в фестивалях «Владимир Спиваков приглашает» и «Черешневый лес» в Омске и Перми. В 2011 году певец был удостоен благотворительного гранта НФОР.
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель, дирижер и солист – Александр Рудин http://musicaviva.ru Московский камерный оркестр Musica Viva занимает особое место на российской академической сцене – это универсальный музыкальный коллектив, исполняющий камерный, симфонический и оперный репертуар. В зависимости от программы, состав исполнителей может меняться от барочного ансамбля до симфонического оркестра времен Бетховена, Мендельсона, Шумана. Художественный руководитель оркестра – Александр Рудин, всемирно известный виолончелист и музыкальный деятель. Под его управлением коллектив достиг высочайшего исполнительского мастерства, освоил большой и разнообразный репертуар и получил международное признание. Оркестр MusicaViva, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Именно поэтому в 2000 году появился авторский проект оркестра в Концертном зале имени П. И. Чайковского — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры звучат в возрожденных авторских версиях, а исполняемые раритеты становятся подлинными открытиями. Как продолжение этого проекта, с осени 2012 года оркестр MusicaViva проводит собственный одноименный российский региональный фестиваль — «Шедевры и премьеры», в котором принимают участие ведущие российские и зарубежные солисты. На втором фестивале, который прошел с 18 по 20 октября 2013 года в Сыктывкаре, помимо выступлений, артисты оркестра и Александр Рудин провели ряд образовательных программ. В другом цикле концертов «Серебряная классика» (проходит с 2011 г. в Концертом зале Российской Академии музыки имени Гнесиных) оркестр MusicaViva знакомит публику с музыкой европейских композиторов разных эпох, которые необъяснимым образом остались неизвестными в России. С 2012 года в рамках этого цикла совместно с Музыкальной Академией Королевы Елизаветы (Бельгия, Брюссель) оркестр представляет молодых лауреатов европейских международных конкурсов. Весной 2012 года в Концертном фойе Дворца на Яузе у оркестра появился еще один авторский цикл камерных концертов — «Вечера с Александром Рудиным». Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение неизвестных произведений как европейских, так и русских композиторов. Оркестр открыл для современной публики таких русских композиторов, как Осип Козловский, Михаил Виельгорский, Степан Дегтярев, Евстигней Фомин, воссоздал неизвестные страницы творчества Александра Алябьева, Михаила Глинки. Наряду с этим, MusicaViva регулярно осуществляет премьеры сочинений современных композиторов, таких как Вячеслав Артёмов, Арво Пярт, Аулис Саллинен, Валентин Сильвестров и др. В последние годы Musica Viva успешно проводит крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве состоялись исторические исполнения месс и ораторий Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера, Реквиема Шумана, ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». Одним из стилевых направлений оркестра Musica Viva является исторически-информированное исполнение музыки барокко и раннего классицизма. Большим вкладом в традиции современного российского исполнительства стал уникальный проект «Классик-кавалькада» (2006), когда впервые на московский сцене был представлен симфонический оркестр, все музыканты которого играли на исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. Более десяти лет в стенах Государственной Третьяковской галереи оркестр Musica Viva проводил фестиваль «Посвящение», который продолжился в Оружейной палате Московского Кремля и во Дворце на Яузе. Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, таких как дирижеры Роджер Норрингтон, Кристофер Хогвуд, Владимир Юровский, певицы Джойс ДиДонато, Анник Массис, Сюзан Грэм и др. С оркестром выступал хор Collegium Vocale. Постоянными партнерами являются Элисо Вирсаладзе, Роберт Левин,Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Пламена Мангова, Миши Кояма (фортепиано), Наталия Гутман, Руль Дильтинс и Иван Монигетти (виолончель), Хибла Герзмава (сопрано), Дмитрий Ситковецкий, Изабель Фауст, Реджис Паскё (скрипка). MusicaViva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролирует в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно осуществляет тур по городам России. Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом FugaLibera. Московский камерный оркестр MusicaViva создан в 1978 году при Владимирской областной филармонии скрипачом и дирижером Виктором Корначевым. В 1988 году оркестр возглавил дирижер, виолончелист и пианист Александр Рудин. Musica Viva является государственным бюджетным учреждением культуры Москвы, его репетиционная база расположена в Москве, во Дворце на Яузе. Петер Нойман дирижер • Германия Петер
Нойман — признанный во всем мире интерпретатор барочной музыки,
руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum,
обладатель премий «Gramophone» и «Diapason d’Or». Родился в 1940 году в
Карлсруэ. Учился игре на органе у Михаэля Шнайдера в Берлине. Стипендия
«Studienstiftung des deutschen Volkes» позволила Петеру Нойману
заниматься у Гастона Литэза (ученика М. Дюпре и Л. Вьерна), а также
Оливье Мессиана в Парижской консерватории. Оркестровому дирижированию
обучался у Серджиу Челибидаке. В качестве приглашенного дирижера Петер Нойман сотрудничает с такими известными коллективами, как Нидерландский камерный хор, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), «ChorWerkRuhr» (Кёльн), «Schola Cantorum» (Токио), симфонический оркестр Иерусалима, хор и оркестр театра Болоньи, «Concerto Köln», «Musica Antiqua Köln». На счету Петера Ноймана выступления на ведущих сценах мира и участие в крупнейших международных фестивалях. Среди них: исполнение «Вечерни Девы Марии» Монтеверди в Парижской Опере и «Орфея» Монтеверди в Нанте, Бильбао и Лиссабоне, «Страстей по Иоанну» и Мессы h-moll И. С. Баха в Королевском Альберт-холле в рамках фестиваля «BBC Proms» (Лондон), ораторий «Празднества Александра» и «Саул» Генделя, а также церковной музыки Моцарта на фестивале в Рейнгау (Германия), оперы «Царь-пастух» Моцарта в Королевском Консертгебау (Амстердам) и его Мессы до минор в Токио, месс и оратории «Лазарь» Шуберта, а также ораторий «Илия» и «Павел» Мендельсона в Болонье, Немецкого реквиема Брамса, ораторий «Заповеди Блаженства» Франка и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси на фестивале «MusikTriennale» (Кельн). Его исполнения месс Моцарта и Шуберта, кантат И. С. Баха и Букстехуде на фестивале «Безумные дни» в Нанте транслировались каналом Arte в прямом эфире. В последние годы Петер Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер, исполняющий произведения Генделя. Об этом свидетельствует и дискография дирижера, включающая записи ораторий «Саул» (1998), «Сусанна» (1999), «Теодора» (2000), «Валтасар» (2001), «Аталия» (2004) и «Иисус Навин» (2007), а также «Празднества Александра» и «Оды Св. Цецилии» (2008), «Страстей по Брокесу» (2010) и «L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato» (2012). Также им были осуществлены записи всех месс и Реквиема Моцарта (на EMI Classics), духовной музыки Шумана и Брамса, хоровых сочинений Брамса, второй редакции «Страстей по Иоанну» Баха, «Плача пророка Иеремии» Ф. Дуранте и др. В Москве Петер Нойман известен благодаря премьере «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля 2005 года, исполнению оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского в 2009 году, а также постановке оперы композитора «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 11 апреля 2013 года. Вокальный ансамбль «Интрада» Художественный руководитель – Екатерина Антоненко http://intrada-ensemble.ru/ Творчество вокального ансамбля Intrada является на сегодняшний день неотъемлемой частью самых изысканных музыкальных событий российской столицы. Молодой коллектив, объединивший высокопрофессиональных и при этом страстно увлеченных своим делом певцов, приглашают к участию в исполнениях старинных опер, а также кантатно-ораториальных произведений с привлечением лучших отечественных и зарубежных художественных сил. Вокальный ансамбль Intrada был создан в 2006 году. За минувшие годы музыканты выступили с концертами в главных залах Москвы и Санкт-Петербурга – Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского и Камерном зале Московской филармонии, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Светлановском и Камерном залах Московского международного Дома музыки. В составе ансамбля – выпускники ведущих музыкальных вузов столицы: Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных и Академии хорового искусства имени В. С. Попова. Руководит коллективом выпускница Московской консерватории и аспирантуры, лауреат международного конкурса молодых хоровых дирижеров Екатерина Антоненко. Доминирующая сфера творческих интересов ансамбля Intrada – старинная и современная музыка. Именно это притягивает к нему экспертов в данной области: среди постоянных партнеров вокального ансамбля – Московский камерный оркестр Musica viva под руководством Александра Рудина и оркестр старинных инструментов Pratum integrum под руководством Павла Сербина. Коллектив сотрудничал с дирижерами Кристофером Мулдсом, Питером Филлипсом, Петером Нойманом, Владимиром Юровским, выступал с зарубежными мастерами барочного вокала. Ансамбль Intrada – постоянный участник абонементной программы Московской филармонии. Музыканты дебютировали на сцене Концертного зала имени Чайковского в сезоне 2010-2011 гг.: вместе с Musica viva под руководством А. Рудина ансамбль исполнил ораториальный гимн Stabat mater Й. Гайдна. Затем последовали другие совместные с Musica viva проекты: оратория «Торжествующая Юдифь» А. Вивальди (2011), а в прошлом сезоне – псалом Dixit Dominus Г. Ф. Генделя в Концертном зале РАМ им. Гнесиных, оратория «Минин и Пожарский» С. Дегтярева в Светлановском зале Дома музыки, опера «Оберон» К. М. фон Вебера и ораторию «Геркулес» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского. Совместно с оркестром Pratum integrum под управлением Петера Ноймана была исполнена опера «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале ММДМ. В июне 2013 года вокальный ансамбль Intrada принял участие в фестивале Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского, где прозвучали фрагменты семиоперы «Королева фей» Г. Пёрселла и музыка Ф. Мендельсона к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Одним из главных событий каждого сезона для российского коллектива является приезд в Московскую консерваторию руководителя прославленного ансамбля The Tallis Scholars Питера Филлипса (Великобритания). Его визит традиционно состоит из лекции, серии мастер-классов и концерта с ансамблем Intrada. В апреле минувшего сезона в Большом зале консерватории состоялся концерт коллектива под управлением Питера Филлипса в рамках международного фестиваля «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка». Ансамбль Intrada неоднократно принимал участие в изысканном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Дебютировав здесь в 2011 году, совместно с оркестром Pratum integrum ансамбль исполнил три хора Т. Линли к трагедии У. Шекспира «Буря» (The Tempest), а также хор Й. Гайдна «Буря» (The Storm). В минувшем сезоне в рамках сольного концерта коллектива на фестивале «Декабрьские вечера» прозвучала программа из произведений Дж. Палестрины, С. Ланди, Г. Аллегри, М. Кастельнуово-Тедеско и О. Респиги. Помимо барочных и ренессансных программ, Intrada осуществила российские премьеры современной музыки: So you want to write a fuge Г. Гульда на фестивале «Возвращение» (2010), Four2 Дж. Кейджа на открытии международного фестиваля «Musicircus Джона Кейджа» (2012), а также московскую премьеру сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками» на фестивале «Код эпохи» (2013). Молодой коллектив уже успел стать участником художественных событий «на высшем уровне». Так, в 2011 году музыканты выступили на церемонии вручения Валерию Гергиеву премии Montblanc de la Culture, наряду с Денисом Мацуевым и оркестром Musica Viva. Записи концертов вокального ансамбля Intrada транслировались Радио «Орфей», Радио России и радиостанцией «Голос России». *** Екатерина Антоненко Художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Intrada Екатерина Антоненко окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (педагог – И.М.Усова) и Московскую государственную консерваторию (профессор – В.В.Суханов) по классу хорового дирижирования, а также аспирантуру историко-теоретического факультета консерватории (научный руководитель – доцент Р.А.Насонов). В 2010 году она выиграла конкурс на стипендию DAAD (Германской службы академических обменов), позволившую ей стажироваться в Германии: сначала в Высшей школе музыки и театра имени Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, затем в Высшей школе музыки и танца в Кёльне у выдающегося дирижера Маркуса Крида. С 2012 года Екатерина преподает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. По инициативе Екатерины Антоненко в Московской консерватории прошли мастер-классы Питера Филлипса (2008, 2010, 2011, 2012, 2013), Петера Ноймана (2012), Майкла Чанса (2007) и Дэйм Эммы Кёркби (2008) с вокальным ансамблем Intrada. Музыкант принимала активное участие в мастер-классах Фридера Берниуса (2010, Дания) и Марка Минковского (2011, Франция), Ханса-Кристофа Радемана («Баховская академия» 2013, Германия). Екатерина постоянно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В июле 2011 года по приглашению Питера Филлипса она дирижировала знаменитым ансамблем The Tallis Scholars в Соборе Церкви Христа в Оксфорде. Екатерина является постоянным участником Кёльнского камерного хора под руководством Петера Ноймана, в составе которого гастролировала во Франции, Норвегии и Германии. Екатерина Антоненко – лауреат VI Международного
конкурса молодых хоровых дирижеров (Венгрия, 2011). Стипендиат фонда
Noel Minet Fund 2011 года. Записи ее выступлений транслировались Радио
России, Радио «Орфей», радиостанцией «Голос России» и Датским
Национальным радио. MARIA KEOHANE Дарья Телятникова Меццо-сопрано БиографияРодилась в г. Коркино Челябинской области. В 2005 г. поступила в Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2008 г. — в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова.В В 2011 г. дебютировала в Мариинском театре в партии Николетты («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), в 2012 г. исполнила партии Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта). С сезона 2012/13 — артистка Международной оперной студии в Цюрихе, на сцене Цюрихской оперы исполнила партии альта («Волнения на Таити» Л. Бернстайна), Пажа и Цветочной девы («Парсифаль» Р. Вагнера), Амитты («Терпеливый Сократ» Г. Ф. Телемана). В 2012 г. спела партию Альцины в концертном исполнении оперы «Неистовый Роланд» А. Вивальди на сцене Театра Комунале Феррары. В 2013 г. дебютировала в Большом театре, исполнив партии Кушетки, Кошки, Белки, Пастуха («Дитя и волшебство» М. Равеля, дирижер Александр Соловьев, режиссер Энтони МакДональд). Алексей Неклюдов,В 2009 году окончил Государственный колледж имени Гнесиных (класс проф. С.Г. Нестеренко) и поступил в Академию Хорового искусства имени В.С. Попова (класс проф. С.Г. Нестеренко).В апреле 2010 исполнил партию тенора в Реквиеме К. Сен-Санса с Национальным Филармоническим оркестром России под управлением В. Спивакова на сцене Большого зала консерватории имени П.И. Чайковского. В 2012 году стал обладателем гранта Национального Филармонического Оркестра России, под управлением В. Спивакова. С октября 2013 является стипендиатом фонда Муслима Магомаева. Алексей Неклюдов выступал в проектах с дирижерами: В. Спиваковым, И. Принцем, В. Федосеевым, О. Тауском, К. Мазуром, В. Юровским. С 2013 года — солист театра Новая Опера имени Е.В. Колобова. Звания и призы
Партии в спектаклях театраПервый бирюч — «Снегурочка» Н.А. Римского-КорсаковаПартия в постановке «Сказки старой бабушки» (калейдоскоп картинок на музыку циклов «Детская» и «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского) В.-А. Моцарт, Симфония No38 ("Пражская"), партитура, 35 стр., 3.605Мб. Symphony No. 38 (D-dur), K. 504, «Prague»Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные. История созданияВ 1781 году Моцарт, всеевропейски известный композитор с огромным творческим багажом, включающим в себя несколько опер, более тридцати симфоний, духовную музыку, инструментальные концерты и ансамбли, совершил поступок, для того времени совершенно неслыханный: он порвал с придворной службой у архиепископа Зальцбургского и остался в Вене без постоянных средств к существованию. В XVIII веке и ранее все композиторы состояли где-то на службе — в штате одного из многочисленных королевских, княжеских или графских дворов раздробленной тогда Германии, как, например, Гайдн, почти всю жизнь бывший капельмейстером у князя Эстергази, или, как в свое время великий Бах, — канторами, органистами и учителями при соборах. Моцарт первый почувствовал унизительность такого положения, когда композитор, творец, одаренный свыше, оказывался на положении слуги у господина, часто ничтожного, который унижал его иногда непредумышленно, просто потому, что считал всех, рожденных в «низком сословии», не равными себе, а иногда и совершенно умышленно, чтобы «сбить спесь с возомнившего о себе». После ухода от архиепископа началась самостоятельная жизнь, похожая на бурное плавание в штормовом море. Моцарт все время пребывал на грани нищеты, его одолевали долги, так как без постоянного заработка приходилось искать заказы, которые не всегда хорошо оплачивались, давать концерты, которые порой, привлекая множество публики, не приносили почти никакого дохода. И все же это было счастливое время свободы и творческого взлета. Именно в эти годы, после 1781-го, создаются его лучшие творения. К их числу, без условно, относится опера «Свадьба Фигаро». Но в Вене, где опера была впервые поставлена, несмотря на успех первых спектаклей, она быстро сошла со сцены — сыграли роль интриги местных музыкантов, значительно менее талантливых, но куда более ловких и практичных, чем Моцарт. Зато премьера «Свадьбы Фигаро» в Праге прошла в 1786 году с небывалым триумфом. Композитор встретил у пражан такой восторг и энтузиазм, который и не снился ему на родине. Тут же ему была заказана новая опера — на сюжет, какой он сам пожелает избрать (этой оперой стал «Дон Жуан», поставленный в Праге через год). Тогда же, 19 января 1787 года, в Праге состоялся авторский концерт Моцарта, для которого он написал трехчастную симфонию ре мажор, оставшуюся в истории под названием Пражской. По своей законченности и зрелости она примыкает к последним трем симфониям. Известное воздействие, по-видимому, оказало на нее и соседство с будущим «Дон Жуаном», мысли о котором уже начали тревожить воображение композитора. МузыкаОсобенно разительно сходство в музыкально-драматургическом плане первой части симфонии и увертюры к «Дон Жуану»: могучее, грозное вступление, навеянное, возможно, музыкой Глюка, непосредственно сопоставляется с безудержно веселой главной темой сонатного аллегро. Побочная тема, мягкая и напевная, близка народно-песенной мелодике — в ней слышны славянские черты, а вместе с тем ощущается и итальянский колорит. В драматичной разработке главная тема подвергается активному развитию, но в репризе музыка вновь приобретает первоначальный облик. Вторая часть, широкоразвернутое анданте, написана также в сонатной форме — случай, небывалый до Моцарта, который, используя эту самую сложную из музыкальных форм, наполняет особой глубиной часть, ранее бывшую островком отдохновения и безмятежности или тихой безыскусственной печали. Ее темы, объединенные плавным баркарольным ритмом, не противопоставлены, а дополняют друг друга, создавая один законченный образ — поэтической идиллии. Искрометный финал, в котором композитор снова, в третий раз на протяжении цикла, использует сонатную форму, словно вознамерясь показать ее разнообразные возможности, — один из самых характерных для Моцарта. Его главная тема схожа с мелодией дуэта Сюзанны и Керубино из первого акта «Свадьбы Фигаро». Побочная тема напоминает чешские народные напевы. Остроумная разработка полна ярких неожиданностей. Почти незаметно она переходит в репризу, где основной тематический материал звучит в несколько измененном виде. Л. Михеева
| |
Просмотров: 1652 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |