Главная » Файлы » фильмы о музыке |
16.12.2013, 19:08 | |
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист России, лауреат премии Правительства России в области культуры, проф. Сергей Скрипка Российский государственный симфонический оркестр кинематографии ведёт свою историю со времён «Великого Немого». Однажды, в ноябре 1924 года в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре оркестр, которым руководил композитор и дирижёр Д. Блок, стал играть на сеансах и в других кинотеатрах. Отныне и навсегда судьба этого коллектива оказалась связанной с кинематографом. Оркестр кинематографии внёс свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени выдающихся режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева. Музыку к ним писали Д. Шостакович, И. Дунаевский, Т. Хренников, С. Прокофьев. «Каждый прошедший год моей жизни связан с какой-либо работой для кино. Делал я эти работы всегда с удовольствием. Жизнь показала, что советская кинематография нашла принципы максимально выразительного, правдивого соединения звуковых и зрительных элементов. Но всякий раз творческие поиски этих соединений так интересны и полезны, что задачи остаются неисчерпаемыми, а возможности бесконечными, как это и должно быть в настоящем искусстве. На своем опыте я убедился, что работа в кино – огромное поле деятельности для композитора и что она приносит ему неоценимую пользу», – говорил Дмитрий Шостакович, огромную часть творческого наследия которого составляет киномузыка. Им создано 36 партитур к фильмам – от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма, для которого специально была написана музыка), до «Короля Лира» (1970), – и работа с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии является отдельной главой биографии композитора. В год 100-летия со дня рождения Шостаковича, оркестр принимал участие в посвященном памяти композитора фестивале. Жанр кинематографа открывает композиторам новые горизонты, освобождая от замкнутого пространства сцены и необыкновенно расширяя полет творческой мысли. Особое «монтажное» мышление позволяет раскрыть мелодический дар, снимая обязательные условности оперно-симфонической драматургии. Именно поэтому в области киномузыки работали все выдающиеся отечественные композиторы, оставляя лучшие воспоминания о совместном творчестве с Оркестром кинематографии. Андрей Эшпай: Эдисон Денисов: Все значительные вехи истории российского кино являются также творческими достижениями Оркестра кинематографии. Вот только некоторые из них: запись музыки к кинофильмам, отмеченным престижным «Оскаром», – «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомлённые солнцем». Работа в кино предъявляет к музыкальному коллективу особые требования. Запись музыки к фильму проходит в условиях строгих временных рамок почти без репетиций. Этот труд требует высокого профессионального мастерства каждого артиста оркестра, чёткости и собранности, музыкальной чуткости и быстрого понимания замысла композитора. Всеми этими качествами в полной мере обладает Симфонический оркестр кинематографии, в составе которого всегда были лучшие музыканты страны, лауреаты международных конкурсов. Для этого коллектива почти не существует невыполнимых задач. На сегодняшний день он является одним из самых мобильных оркестров, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, выступать в филармонических концертах с самыми разными программами и при этом постоянно работать в студии, записывая четко хронометрированную музыку к фильмам. Музыкантов ценят за эту универсальность, высочайший профессионализм и способность воплотить любой замысел композитора и режиссера. Из воспоминаний Андрея Петрова: Эдуард Артемьев: С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии охотно сотрудничали и сотрудничают все известные композиторы – Г. Свиридов и Э. Денисов, А. Шнитке и А. Петров, Р. Щедрин, А. Эшпай, Г. Канчели, Э. Артемьев, Г. Гладков, В. Дашкевич, Е. Дога и другие. Успехи коллектива, его творческое лицо определялось в контакте со многими талантливыми музыкантами и дирижёрами, работавшими с ним. В разные годы за его пультом стояли Д. Блок, А. Гаук и В. Небольсин, М. Эрмлер и В. Дударова, Г. Гамбург и А. Ройтман, Э. Хачатурян и Ю. Николаевский, В. Васильев и М. Нерсесян, Д. Штильман, К. Кримец и Н. Соколов. С ним сотрудничали такие известные мастера музыкального искусства, как Е. Светланов, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Рождественский, М. Плетнев и Д. Хворостовский. Среди последних работ кинооркестра – музыка к фильмам «Искупление» (режиссер А. Прошкин старший, композитор Э. Артемьев), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (режиссер П. Буслов, композитор Р. Муратов), «Рассказы» (режиссер М. Сегал, композитор А. Петрас), «Уик-энд» (режиссер С. Говорухин, композитор А. Васильев), «Легенда №17» (режиссер Н. Лебедев, композитор Э. Артемьев), «Гагарин. Первый в космосе» (режиссер П. Пархоменко, композитор Дж. Каллис), к мультфильму «Ку. Кин-дза-дза» (режиссер Г. Данелия, композитор Г. Канчели), к многосерийным телефильмам «Достоевский» (режиссер В. Хотиненко, композитор А. Айги), «Раскол» (режиссер Н. Досталь, композитор В. Мартынов), «Жизнь и судьба» (режиссер С. Урсуляк, композитор В. Тонковидов) – последняя лента удостоена специального приза Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа». В 2012 году национальной кинематографической премии «Ника» за лучшую музыку был удостоен фильм «Орда» (режиссер А. Прошкин младший, композитор А. Айги). Оркестр активно приглашают к сотрудничеству ведущие российские и зарубежные киностудии: так для Голливуда в 2012 году была записана музыка к кинофильму «Москва 2017» (режиссер Дж. Брэдшоу, композитор Э. Артемьев). «Замечательный Оркестр кинематографии – живая летопись нашего искусства. Немало дорог пройдено вместе. Уверен, что еще немало прекрасных музыкальных страниц будет вписано блестящим коллективом в будущие шедевры кино», – эти слова принадлежат выдающемуся режиссеру Эльдару Рязанову. Важное место в жизни коллектива занимают концерты. В его репертуаре – многочисленные произведения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. Оркестр кинематографии регулярно выступает в абонементных циклах Московской филармонии с интересными программами, рассчитанными как на взрослую публику, так и на юных слушателей; является желанным участником крупных культурных проектов, как, например, концерт на Красной площади в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 года. В сезоне 2006/07 коллектив впервые представил персональный филармонический абонемент «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского (автор цикла – С. И. Скрипка) и с тех пор концерты абонемента привлекают живой слушательский интерес. Первый концерт абонемента был посвящён киномузыке Дмитрия Шостаковича. Затем в рамках цикла состоялись авторские вечера Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Кирилла Молчанова, Никиты Богословского, Тихона Хренникова, Евгения Птичкина, Исаака и Максима Дунаевских, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, а также концерт памяти Андрея Петрова. Эти вечера, полюбившиеся публике от мала до велика, собрали на филармонической сцене крупнейших деятелей российской культуры, режиссеров, актеров, среди которых такие мастера, как Алиса Фрейндлих, Эльдар Рязанов, Пётр Тодоровский, Сергей Соловьёв, Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Александр Михайлов, Елена Санаева, Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Нонна Гришаева, Дмитрий Певцов и многие другие. Динамичная форма выступлений увлекает слушателей сочетанием музыки и видеоряда, высоким эмоциональным тонусом и профессионализмом исполнения, а также возможностью встретится с любимыми киногероями и режиссёрами, услышать воспоминания о легендах отечественного и мирового кинематографа. Гия Канчели: Почти 20 лет Симфонический оркестр кинематографии выступает в филармоническом абонементе выдающегося лектора-музыковеда Светланы Виноградовой в Большом зале консерватории и Концертном зале имени Чайковского. Оркестр кинематографии – непременный участник различных музыкальных фестивалей. Среди них «Декабрьские вечера», «Музыка друзей», «Московская осень», в концертах которой вот уже не один год оркестр представляет премьеры сочинений ныне живущих композиторов, «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии, концерты в рамках Года кино Культурной Олимпиады «Сочи 2014». Весной 2010 и 2011 коллектив совершил успешный тур со словенской певицей Манцей Измайловой – сначала в Любляне (Словения), а через год – в Белграде (Сербия). Эта же программа была представлена весной 2012 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в рамках Дней славянской письменности и культуры. В начале 2013 года Оркестр кинематографии был удостоен Гранта Правительства России. Искусство Оркестра кинематографии широко представлено в многочисленных записях музыки к кинофильмам, которая на сегодняшний день является классикой ХХ века, а некогда впервые прозвучала в исполнении этого коллектива. Тихон Хренников: Сергей Скрипка дирижер Выпускник Московской государственной консерватории, постигший школу мастерства в классе профессора Л. Гинзбурга, Сергей Скрипка (р. 1949) быстро завоевал авторитет среди музыкантов как талантливый дирижер, умеющий работать рационально и добиваться нужных ему результатов. Его гастрольно-концертная деятельность после окончания консерватории проходила в контакте с различными коллективами в городах бывшего СССР. Дирижер провел большое количество концертов и осуществил записи на грампластинки и компакт-диски с известными солистами, в частности, с М. Плетневым, Д. Хворостовским, М. Безверхним, С. Судзиловским, А. Ведерниковым, Л. Казарновской, А. Любимовым, В. Тонхой, А. Диевым, Р. Замуруевым, А. Гиндиным, А. Набиулиным, А. Баевой, Н. Борисоглебским, а также с крупнейшими оркестрами. < Так, с оркестром Московской филармонии, Государственным академическим Московским хором (ныне – хор имени Кожевникова) и Московским хором учителей под руководством выдающегося хормейстера А. Д. Кожевникова, С. Скрипка впервые записал подлинный раритет отечественной музыкальной культуры – ораторию «Минин и Пожарский» выдающегося русского композитора Степана Дегтярева (1766-1813) на фирме «Мелодия» (диск был записан в 1990, вышел в 2002 году). С 1975 года С. Скрипка также руководит Симфоническим оркестром подмосковного города Жуковский, с которым в 1991 с большим успехом гастролировал в Швейцарии, был на фестивалях в Швеции, Польше, Венгрии. Высокую оценку Родиона Щедрина получил компакт-диск с записью «Кармен-сюиты». Жуковский симфонический оркестр неоднократно участвовал в концертных программах Московской государственной филармонии. С. Скрипка – Почетный гражданин г. Жуковского. Основная творческая деятельность дирижёра проходит в совместной работе с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии на студиях «Мосфильма». С 1977 года оркестр под управлением С. Скрипки записывал музыку практически ко всем фильмам, которые выходили в России, а также фонограммы по заказу киностудий Франции и США. С 1993 года С. Скрипка является художественным руководителем и главным дирижёром Оркестра кинематографии. В 1998 году музыкант удостоен почётного звания «Народный артист Российской Федерации». Он является также членом Союза кинематографистов России и двух российских киноакадемий: «НИКА» и «Золотой орёл». Творческая дружба связывает Сергея Скрипку с известными творцами искусства кинематографа. Неоднократно на одну сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Э. Рязанов, Н. Михалков, С. Соловьев, П. Тодоровский, любимые публикой актеры, композиторы, сценаристы. Слушателям надолго запомнятся яркие концертные программы: посвящение 100-летию студии «Союзмультфильм», юбилеи Г. Гладкова, Э. Артемьева, А. Зацепина, вечера памяти Т. Хренникова, А. Петрова, Е. Птичкина, Н. Богословского, а также режиссера Р. Быкова. Ещё одна грань творческих интересов С. Скрипки – работа с молодыми музыкантами. Под его управлением были подготовлены концертные программы интернационального молодёжного симфонического оркестра Международного музыкального лагеря в городе Твери, университетского оркестра шотландского города Абердина, студенческого оркестра Российской академии музыки имени Гнесиных. В этом вузе С. Скрипка, профессор кафедры оркестрового дирижирования, преподавал в течение 27 лет (с 1980 года). Репертуар Сергея Скрипки обширен. Помимо огромного количества музыки современных композиторов, которая звучит в исполнении Оркестра кинематографии во всех фильмах, дирижер часто обращается к классической музыке, исполняя ее в концертных программах. Среди них – как известные, так и редко звучащие сочинения, такие как «Именинная» увертюра Бетховена, Симфония ми-бемоль мажор Чайковского и другие. Впервые в нашей стране дирижер представил ораторию «Страсти по Марку» Р. Кайзера, а также осуществил первые записи на компакт-диски произведений Р. Глиэра, А. Мосолова, В. Шебалина и Э. Денисова. Маэстро постоянно приглашают к участию в работе жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Среди последних событий – ХVII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале (2012) и VII Всероссийский открытый конкурс композиторов им. А. Петрова в Санкт-Петербурге (2013). Уже в течение восьми сезонов в Московской филармонии Сергей Скрипка и Российский государственный симфонический оркестр кинематографии осуществляют уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». Маэстро является автором идеи, художественным руководителем проекта и дирижером всех концертов абонемента. Концерты Сергея Скрипки и Оркестра кинематографии не ограничиваются его персональным абонементом. В этом сезоне слушатели смогут посетить концерты нового филармонического абонемента «Музыка души» в Большом зале консерватории, в одном из концертов которого принимают участие Оркестр под управлением С. Скрипки с программой, посвященной музыке выдающегося композитора Дж. Гершвина, ведущий программы – известный музыкальный комментатор Йосси Тавор. В 2010 году Сергей Скрипка стал лауреатом премии Правительства России в области культуры. Светлана Виноградова лектор Лектор-музыковед Светлана Виноградова училась в Московской консерватории по классу композиции — ее наставниками были ученица В.Я.Шебалин, А.Н.Александров, педагогом по инструментовке — Д.Д.Шостакович. Одна из опытнейших лекторов-музыковедов Московской филармонии, Светлана Виноградова является автором и ведущим популярных концертов-лекций для детей и юношества, которые велись ею из филармонических залов, а также транслировались по радио и телевидению, выпускались на пластинках, приобщая к музыке миллионы людей. Среди абонементных циклов последних сезонов — «Сын человеческий», «Красная книга — 1, 2, 3 и 4» и многие другие. Светлана Виноградова — первый музыкальный комментатор Центрального телевидения, где создала многочисленные сценарии документальных музыкальных фильмов, монографических и тематических программ и циклов (в т.ч. «Знакомство с оперой», «Встречи с оперой»), шедших на экране в 1960-80-х годах. Никита Борисоглебский скрипка http://www.boriso-glebsky.com/ Международная карьера молодого российского музыканта Никиты Борисоглебского началась после успешных выступлений на международных конкурсах имени П. И. Чайковского в Москве (2007) и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (2009). В 2010 году последовали новые триумфы скрипача: Никита Борисоглебский завоевал первые премии на крупнейших международных состязаниях – конкурсах имени Ф. Крейслера в Вене и имени Я. Сибелиуса в Хельсинки, – что стало подтверждением международного статуса музыканта. В 2013 году, одержав безоговорочную победу на конкурсе Monte Carlo Violin Masters в Монако, скрипач завершил конкурсные выступления. На этом закончился ряд из одиннадцати интернациональных соревнований, где Н. Борисоглебский завоевывал высшие награды. Концертный график Н. Борисоглебского чрезвычайно насыщен. Скрипач много выступает в России, Европе, Азии, Америке и странах СНГ, его имя стоит в программах таких крупных фестивалей, как Зальцбургский фестиваль, летний фестиваль в Рейнгау (Германия), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестиваль имени Бетховена в Бонне, летний фестиваль в Дубровнике (Хорватия), «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, юбилейный фестиваль Родиона Щедрина в Москве, «Кремль музыкальный», фестиваль О. Кагана в Кройте (Германия), Violino il Magico (Италия), фестивали Crescendo и «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, фестиваль Российской культуры в Японии. Никита Борисоглебский выступает со многими известными коллективами: Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Симфоническим оркестром радио и телевидения Финляндии, Филармоническим оркестром Хельсински, Гетеборгским симфоническим оркестром, оркестром Sinfonia Varsovia (Польша), Национальным оркестром Бельгии, Брюссельским филармоническим оркестром, Камерным оркестром Валлонии (Бельгия), оркестром Венского радио, камерным оркестром Kremerata Baltica, Симфоническим оркестром Северо-немецкого радио, Лондонским камерным оркестром, Московским камерным оркестром Musica Viva и рядом других российских и зарубежных коллективов. Музыкант сотрудничает с известнейшими дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Владимир Понькин, Александр Ведерников, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Максим Венгеров, Пол Гудвин, Жилбер Варга, Эри Клас, Конрад ван Альфен, Давид Афхам, Ханну Линту, Якко Куусисто и другие. С 2007 года музыкант является эксклюзивным артистом Московской филармонии, а с 2011 года интересы Н. Борисоглебского на территории Европы, Америки и Азии представляет крупнейшее лондонское агентство IMG Artists. Молодой артист много времени уделяет и камерному музицированию. За последнее время его партнерами стали выдающиеся музыканты: Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Мишель Штраус, Огюстэн Дюмэ, Жан-Филипп Коллар, Жан-Клод Ванден Эйден, Давид Герингас, Ловро Погорелич. Тесное творческое сотрудничество связывает его и с молодыми талантливыми коллегами – Сергеем Антоновым, Екатериной Мечетиной, Александром Бузловым, Вячеславом Грязновым, Вадимом Холоденко, Андреем Ярошинским, Каспарасом Уинскасом, Милошем Поповичем. В репертуаре музыканта – произведения многих стилей и эпох: от Баха и Вивальди до Щедрина и Пендерецкого. Особое внимание он уделяет классике и произведениям современных композиторов. Родион Щедрин и Александр Чайковский доверяют скрипачу исполнения премьер своих сочинений. Молодой талантливый композитор Кузьма Бодров написал специально для Никиты Борисоглебского уже четыре опуса: «Каприс» для скрипки с оркестром (2008), Концерт для скрипки с оркестром (2004), «Рейнская» соната для скрипки и фортепиано (2009) (два последних посвящены исполнителю) и Концерт для скрипки с хором памяти Б. Тевлина (2012). Запись премьерного исполнения «Каприса» Н. Борисоглебским на Бетховенском фестивале в Бонне была выпущена на CD крупнейшей немецкой медиа-компанией Deutsche Welle (2008). С 2010 года Н. Борисоглебский сотрудничает с франко-бельгийской звукозаписывающей компанией Outhere. Уже вышло два CD скрипача под лейблом Fuga Libera: Концерт Анри Вьетана № 3 с Филармоническим оркестром Льежа (в полном собрании скрипичных концертов А. Вьетана) и монографический диск Эдуарда Лало с его «Испанской симфонией», Сонатой соч. 12 и миниатюрами при участии оркестра Sinfonia Varsovia, Огюстэна Дюмэ за дирижерским пультом и пианиста Жана-Филиппа Коллара. Диск с музыкой Э. Лало был отмечен высшим баллом в рецензии авторитетного музыкального журнала Diapason во Франции. Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. После окончания Московской консерватории имени П. И. Чайковского (2005) и аспирантуры (2008) под руководством профессора Эдуарда Грача и Татьяны Беркуль, он был приглашен профессором Огюстэном Дюмэ на стажировку в Колледж музыки имени Королевы Елизаветы в Бельгии. Позднее скрипач стажировался у профессора Анны Чумаченко в Академии г. Кронберг (Германия). Успехи Н. Борисоглебского были отмечены различными международными и российскими наградами: фонда исполнительского искусства фирмы Yamaha, фонда поддержки молодых музыкантов фирмы Toyota, фондов «Русское исполнительское искусство» и «Новые имена», правительства России и Ученого совета Московской консерватории. В 2009 году артист был отмечен наградой «Скрипач года» от «Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина» (США). В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту Борисоглебского «Персоной года». В 2011 году последовали новые
признания: почетная награда Virtuoso от итальянской Академии струнных
инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона) и медаль Яна
Сибелиуса от фонда имени Я. Сибелиуса (Финляндия). Алексей Набиулин фортепиано http://www.alexeinabioulin.com/ Алексей Набиулин родился в 1978 году в Норильске. Первые уроки музыки получил у матери, позже в ДМШ № 1 у С.С. Трофимовой. Свой первый сольный концерт сыграл в 9 лет. В 1988 поступил в ЦСМШ при Московской консерватории, которую закончил в 1996 году с отличием у известного педагога С.И.Гаджиева. Далее учился в Московской консерватории у М.С.Воскресенского и Н.В.Трулль. За годы учебы много и успешно выступал на разных конкурсах. Среди них: I-й международный юношеский конкурсе имени П.И.Чайковского (1992, 3-я премия), XXIII-й конкурс пианистов имени А. Казагранде в Терни, Италия (1998, 1-я премия и специальный приз за лучшее исполнение произведения Шуберта), V Международный конкурс пианистов в Дублине, Ирландия (2000, 1-я премия и специальный приз за исполнение произведения Дж. Филда). В 2002 году А. Набиулин добился успеха на XII Конкурсе имени П.И.Чайковского (2-я премия и специальные призы Московской консерватории и Российского ТВ-канала «Культура»). В репертуаре пианиста концерты Чайковского, Прокофьева, Моцарта, сочинения Шопена, Шумана, Бетховена, Скарлатти, Грига. А.Набиулин гастролирует по стране и за рубежом как солист, концертмейстер, а также в составе камерных ансамблей. Его выступления проходили в США, Канаде, Франции, Италии, Германии, Югославии, Японии, Корее. Пианист играл с Ирландским камерным и Национальным симфоническим оркестрами, Национальным симфоническим оркестром г. Лилля (Франция), Национальным симфоническим оркестром Украины, Санкт-Петербургской Камератой; сотрудничал с такими дирижерами, как А.Дмитриев, А.Анисимов, Н.Дядюра, М.Горенштейн. Искусство артиста запечатлено на компакт-дисках фирм Audite с произведениями Прокофьева и Рахманинова, «Мелодия» — с сочинениями Ф.Шуберта, Triton — с концертной записью Конкурса им. П.И.Чайковского. В настоящее время А.Набиулин сочетает концертную деятельность с преподавательской.
| |
Просмотров: 1273 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |