Главная » Файлы » фильмы о музыке |
22.02.2014, 01:17 | |
Элисо Вирсаладзе
фортепиано Имя и творчество этой выдающейся пианистки знают и ценят во всем мире. Без преувеличения можно сказать, что каждый ее концерт становится художественным событием, в каждом своем выступлении она потрясает необыкновенной силой воздействия, одухотворенностью, искренностью, эмоциональной самоотдачей. Святослав Рихтер называл ее «несравненной исполнительницей произведений Шумана». «Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина…», — писал великий пианист. «Ее игра удивительна и гармонична, в ней чувствуется настоящая поэзия», — отмечал Яков Флиер после выступления 19-летней пианистки на конкурсе имени Чайковского. Ее искусство высоко ценили корифеи отечественной фортепианной школы А. Б. Гольденвейзер, М. И. Гринберг… Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси. Ее бабушка, профессор Тбилисской консерватории А. Д. Вирсаладзе (в ее классе начинали свой путь Лев Власенко и Дмитрий Башкиров) была первым наставником пианистки в ССМШ имени З. И. Палиашвили (1950 – 1960) и Тбилисской консерватории (1960 – 1966). Среди своих московских учителей Элисо Вирсаладзе называет Генриха Нейгауза и Якова Зака, у которого в 1966 – 1968 училась в аспирантуре Московской консерватории. Пианистке сопутствовал успех в соревнованиях разных рангов. Уже в 15 лет Вирсаладзе стала победительницей республиканского молодежного конкурса, через два года завоевала звание лауреата Всемирного Молодежного фестиваля в Вене (1959, серебряная медаль). Затем последовали бронзовые награды на Всесоюзном конкурсе 1961 года и Втором Международном конкурсе имени Чайковского (1962). Важной вехой в творческой биографии артистки стало завоевание первой премии на Международном конкурсе имени Шумана в Цвиккау (Германия, 1966). С тех пор Элисо Вирсаладзе много и успешно концертирует. С 1959 года она — солистка Тбилисской, а с 1977 — Московской филармонии. Ее сольные программы, в которых достойное место занимают произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Шуберта, Листа, Брамса, Чайковского, Равеля, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, принесли ей всемирную известность и восторженные отзывы рецензентов. Свыше 70 концертов для фортепиано с оркестром были исполнены Вирсаладзе с такими дирижерами, как Р. Баршай, К. Кондрашин, Г. Рождественский, Е. Светланов, Ю. Темирканов, А. Рудин, К. Мазур, К. Зандерлинг, Р. Мути, В. Заваллиш и многие другие. В 70-е годы Вирсаладзе первой из отечественных пианистов исполнила все фортепианные концерты Моцарта. Значительное место в творческой деятельности Э. Вирсаладзе занимает камерное музицирование. Мировое признание получил ее дуэт с виолончелисткой Н. Гутман. Среди ее постоянных партнеров также О. Каган, В. Третьяков, Э. Бруннер, Квартет имени Бородина. Она принимала участие в исполнении Фортепианного квинтета А. Шнитке, Фортепианного трио Т. Мансуряна, Виолончельной сонаты О. Тактакишвили, ряда других сочинений композиторов нашего времени. По приглашению С. Рихтера пианистка принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени» и «Декабрьские вечера». Вирсаладзе — бессменный участник фестиваля в Кройте (с 1990) и Московского Международного фестиваля «Посвящение Олегу Кагану (с 2000). Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (Грузия). Э. Вирсаладзе осуществила многочисленные записи, изданные фирмами «Мелодия», «Русский диск», Live Classic и др.: сочинения Шумана, Шопена, Листа, ряд фортепианных концертов Моцарта. Ее диск включен лейблом BMG в серию «Русская фортепианная школа». Наибольшее количество сольных и ансамблевых записей пианистки выпущено фирмой Live Classics, в том числе произведения Моцарта, Шуберта, Брамса, Прокофьева, Шостаковича, а также все виолончельные сонаты Бетховена, записанные в ансамбле с Н. Гутман: это одна из коронных программ дуэта, регулярно исполняемая во всем мире (в том числе и за последний год — в Праге, Риме и Берлине). Пианистка награждена Государственной премией Грузии (1983) и премией имени Р. Шумана (1976). В 1971 году ей присуждено звание народной артистки Грузинской ССР, а в 1989 году — народной артистки СССР. В 2000 году она удостоена Государственной премии России. В 2007 году Э. Вирсаладзе награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. С 1967 года Э. Вирсаладзе преподает в Московской консерватории, была ассистентом Я. Зака и Л. Оборина, с 1977 г. — доцент, с 1993 г. — профессор. В 1995 – 2011 — профессор Высшей Школы музыки в Мюнхене. С 2010 — профессор Scuola di musica di Fiesole (Италия). Проводит мастер-классы во многих странах мира. В числе ее учеников — лауреаты крупнейших международных конкурсов Б. Березовский, Е. Воскресенская, В. Броневецкий, Я. Кацнельсон, А. Володин, Д. Каприн, М. Коломийцева, А. Осминин, Л. Акопова, М. Нахапетов, Т. Черничка, О. Мачератини, Э. Миркасимова, Е. Рихтер, Д. Клинтон и другие известные пианисты. В течение ряда лет студенты и аспиранты Э. Вирсаладзе принимали участие в филармонических концертах абонемента «Вечера с Элисо Вирсаладзе» в Большом зале Московской консерватории. Начиная с 1975 года Э. Вирсаладзе — член жюри многочисленных престижных международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П.И. Чайковского, имени Королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Больцано), имени Гезы Анды (Цюрих), имени Вианы да Мота (Лиссабон), имени А. Рубинштейна (Тель-Авив), имени Р. Шумана (Цвиккау), в Сантандере, Мюнхене и др. Президент Благотворительного фонда и член жюри Московского международного конкурса пианистов имени С. Рихтера. Председатель жюри Международного конкурса пианистов им. С. Нейгауза в Челябинске (2010). В мае 2013 Вирсаладзе была членом жюри конкурса имени Королевы Елизаветы (Брюссель), в июне — международного конкурса в Сендае (Япония). Э. Вирсаладзе — артистка агентства Augstein Artist Management. Московский камерный оркестр Musica Viva Художественный руководитель, дирижер и солист – Александр Рудин http://musicaviva.ru Московский камерный оркестр Musica Viva занимает особое место на российской академической сцене – это универсальный музыкальный коллектив, исполняющий камерный, симфонический и оперный репертуар. В зависимости от программы, состав исполнителей может меняться от барочного ансамбля до симфонического оркестра времен Бетховена, Мендельсона, Шумана. Художественный руководитель оркестра – Александр Рудин, всемирно известный виолончелист и музыкальный деятель. Под его управлением коллектив достиг высочайшего исполнительского мастерства, освоил большой и разнообразный репертуар и получил международное признание. Оркестр MusicaViva, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Именно поэтому в 2000 году появился авторский проект оркестра в Концертном зале имени П. И. Чайковского — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры звучат в возрожденных авторских версиях, а исполняемые раритеты становятся подлинными открытиями. Как продолжение этого проекта, с осени 2012 года оркестр MusicaViva проводит собственный одноименный российский региональный фестиваль — «Шедевры и премьеры», в котором принимают участие ведущие российские и зарубежные солисты. На втором фестивале, который прошел с 18 по 20 октября 2013 года в Сыктывкаре, помимо выступлений, артисты оркестра и Александр Рудин провели ряд образовательных программ. В другом цикле концертов «Серебряная классика» (проходит с 2011 г. в Концертом зале Российской Академии музыки имени Гнесиных) оркестр MusicaViva знакомит публику с музыкой европейских композиторов разных эпох, которые необъяснимым образом остались неизвестными в России. С 2012 года в рамках этого цикла совместно с Музыкальной Академией Королевы Елизаветы (Бельгия, Брюссель) оркестр представляет молодых лауреатов европейских международных конкурсов. Весной 2012 года в Концертном фойе Дворца на Яузе у оркестра появился еще один авторский цикл камерных концертов — «Вечера с Александром Рудиным». Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение неизвестных произведений как европейских, так и русских композиторов. Оркестр открыл для современной публики таких русских композиторов, как Осип Козловский, Михаил Виельгорский, Степан Дегтярев, Евстигней Фомин, воссоздал неизвестные страницы творчества Александра Алябьева, Михаила Глинки. Наряду с этим, MusicaViva регулярно осуществляет премьеры сочинений современных композиторов, таких как Вячеслав Артёмов, Арво Пярт, Аулис Саллинен, Валентин Сильвестров и др. В последние годы Musica Viva успешно проводит крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве состоялись исторические исполнения месс и ораторий Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера, Реквиема Шумана, ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». Одним из стилевых направлений оркестра Musica Viva является исторически-информированное исполнение музыки барокко и раннего классицизма. Большим вкладом в традиции современного российского исполнительства стал уникальный проект «Классик-кавалькада» (2006), когда впервые на московский сцене был представлен симфонический оркестр, все музыканты которого играли на исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. Более десяти лет в стенах Государственной Третьяковской галереи оркестр Musica Viva проводил фестиваль «Посвящение», который продолжился в Оружейной палате Московского Кремля и во Дворце на Яузе. Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, таких как дирижеры Роджер Норрингтон, Кристофер Хогвуд, Владимир Юровский, певицы Джойс ДиДонато, Анник Массис, Сюзан Грэм и др. С оркестром выступал хор Collegium Vocale. Постоянными партнерами являются Элисо Вирсаладзе, Роберт Левин,Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Пламена Мангова, Миши Кояма (фортепиано), Наталия Гутман, Руль Дильтинс и Иван Монигетти (виолончель), Хибла Герзмава (сопрано), Дмитрий Ситковецкий, Изабель Фауст, Реджис Паскё (скрипка). MusicaViva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролирует в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно осуществляет тур по городам России. Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Последней работой коллектива в области звукозаписи стал альбом с музыкой Дворжака (2013), выпущенный бельгийским лейблом FugaLibera. Московский камерный оркестр MusicaViva создан в 1978 году при Владимирской областной филармонии скрипачом и дирижером Виктором Корначевым. В 1988 году оркестр возглавил дирижер, виолончелист и пианист Александр Рудин. Musica Viva является государственным бюджетным учреждением культуры Москвы, его репетиционная база расположена в Москве, во Дворце на Яузе. Александр Рудин дирижер http://musicaviva.ru Народный артист России, лауреат Государственной премии и Премии Москвы, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории Александр Рудин входит в плеяду самых авторитетных музыкантов нашего времени. Музыкант-универсал, окончивший три факультета — в Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989) — Александр Рудин достиг подлинных высот исполнительского мастерства и мирового признания. Александр Рудин-виолончелист на сегодняшний день является одним из безусловных лидеров российской исполнительской школы. Его артистический почерк отличает естественная и обаятельная манера игры, непринужденная виртуозность и изысканный вкус. Его интерпретации современны и в то же время классичны – каждый раз, будь то произведение эпохи барокко или романтический репертуар, Александр Рудин стремится снять с музыки наносные слои вековых исполнительских традиций и открыть произведение в первозданности искреннего авторского высказывания. Один из немногих российских солистов, Александр Рудин в своей концертной практике использует весь арсенал существующих на данный момент исполнительских стилей (играет как в традиционном стиле сочинения романтиков, так и в аутентичной манере произведения эпохи барокко и классицизма), более того, чередует игру на современной виолончели и виоле-да-гамба. В этом же направлении развивается его деятельность как пианиста и дирижера. Репертуар Александра Рудина необычайно широк. В юбилейном концерте в ноябре 2010 года, который стал своеобразным рубежом его творчества, маэстро поставил «рекорд» — в один вечер он исполнил шесть Концертов для виолончели с оркестром, от Гайдна до Шостаковича! Огромное внимание Александр Рудин уделяет исполнению и современной музыки: с его участием состоялись мировые и российские премьеры сочинений В. Сильвестрова, В. Артёмова, А. Пярта, А. Головина. 25 лет назад возглавив оркестр MusicaViva, Александр Рудин проявил себя как выдающийся дирижер, вдохновенный и тонкий интерпретатор музыкального наследия разных эпох, неутомимый исследователь, благодаря которому в России зазвучали абсолютно неизвестные ранее шедевры старинной музыки. Во многих своих программах Александр Рудин выступает одновременно как солист и дирижер. Среди самых ярких событий последних сезонов следует отметить выступления Александра Рудина в качестве солиста и дирижера на международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония), Vivacello (Россия), сольные концерты в Германии, Финляндии, Голландии, Венгрии, Словении и Турции. На звукозаписывающих лейблах Naxos, «Русский Сезон», Olympia, Hyperion, Тudor, «Мелодия», FugaLibera выпущено несколько десятков компакт-дисков Александра Рудина. Активная деятельность Александра Рудина на посту художественного руководителя оркестра MusicaViva принесла коллективу признание и любовь публики. Неизменным успехом пользуются абонементные циклы концертов оркестра «Шедевры и премьеры», «Серебряная классика», которые проходят в лучших концертных залах Москвы. Значительным вкладом в музыкальную жизнь столицы явился авторский цикл Александра Рудина «Музыкальные собрания в доме Третьяковых», концерты которого проходили с 2000 по 2010 годы в Государственной Третьяковской галерее. Александр Рудин-дирижер осуществил с оркестром MusicaViva ряд проектов, ставших топ-событиями московских сезонов. Это и российская премьера оперы Моцарта «Идоменей», и исполнение в Москве единственной сохранившейся оратории Антонио Вивальди «Торжествующая Юдифь», и редчайшее исполнение ораторий Гайдна «Времена года» и «Сотворение мира». В марте 2013 года маэстро Рудин с огромным успехом осуществил поистине исторический проект – первое исполнение в России (концертное) волшебной оперы «Оберон», последнего крупного произведения великого немецкого композитора Карла Марии фон Вебера. Благодаря Александру Рудину впервые в нашей стране были исполнены многие партитуры старых мастеров - Давыдова, Козловского, Пашкевича, Алябьева, К.Ф.Э.Баха, Сальери, Плейеля, Дюссека и др. По приглашению маэстро с оркестром MusicaViva в Москве выступили мастера исторически-информированного исполнительства — культовые британские дирижеры Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон. В качестве приглашенного дирижера, Александр
Рудин выступает с такими прославленными оркестрами, как
Заслуженный коллектив России
Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии,
Российский
национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П. И.
Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова, а также с
симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции.
| |
Просмотров: 1376 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |