Главная » Статьи » Сказки,рассказы о музыке |
Граф Шубин коллекционировал музыкальные инструменты. Правда, он предпочитал музыке охоту на зайцев, но нужно же было не ударить в грязь лицом перед соседями! Однажды в Генуе шустрый итальянец, торговец скрипками, привёл графа к дому Никколо Паганини. Час был поздний. Дом стоял погружённый в темноту и казался вымершим. Но до слуха пришельцев доносились звуки скрипки. — Наш Никколо играет всю ночь напролёт,— с гордостью произнёс итальянец.— Говорят, что он никогда не ложится спать. Работает, работает, работает, как одержимый. Некоторые считают его дьяволом — такие невероятные вещи он выделывает на своём Гварнери... — Послушайте, любезнейший,— перебил граф,— надеюсь, вы не забыли о цели нашего
прихода? Не успел граф глазом моргнуть — итальянец исчез. Моргнул ещё раз — тот снова
появился, на сей раз в сопровождении какого-то оборванного мальчугана. — Сюда,— шепнул провожатый.— Дверь не заперта! Мальчишка получил монетку и
быстро зашлёпал босыми
ногами вниз по лестнице.
Великий музыкант, худой, высокий, взлохмаченный, сутулясь и широко раскачиваясь,
играл на скрипке. Позади него горела свеча. Фантастические тени метались по
стенам, и казалось, что они пляшут под музыку Паганини.
Граф учтиво поклонился. А торговец оттеснил графа и о чём-то стал умолять
Паганини. Тот пожал плечами, отошёл к столу, где горела свеча, и склонился над
скрипкой. Граф и торговец вернулись в гостиницу, где остановился Шубин. Сияющий итальянец показал графу надпись, слегка нацарапанную на скрипке: «bel canto». Чуть пониже виднелась роспись великого артиста. Без лишних слов граф отсчитал 100 золотых монет. Граф невольно засмеялся. Продолжая отсчитывать монеты, он приговаривал: Покончив с делами, граф Шубин вернулся из Италии в Россию. Услышав новость, сосед поперхнулся и чуть не расплескал кофе на белый кружевной
воротник. Он велел кликнуть крепостного музыканта-скрипача, а заодно собрал всех
домочадцев, чтобы и они стали свидетелями его удивительной покупки. Граф представил себе ликование соседей и пришёл было в отчаяние, как вдруг вспомнил о Петре Фролове — крепостном мужике, который состоял мастером при графском оркестре. Фролов, по велению графа, ездил в Москву на учение к Василию Владимирову и был хорошим мастером. Граф немедленно потребовал Фролова к себе. — Вот скрипка итальянского маэстро Гварнери,— сказал он мастеру.— Нужно тон ей
вернуть и прежнюю силу звука. Сможешь? — Допустим, допустим,— нетерпеливо согласился граф.— Значит, вернёшь ей тон? Фролов хорошо знал крутой нрав своего хозяина, поэтому тотчас вернулся в мастерскую и принялся вскрывать верхнюю деку инструмента. За всем, что делал Фролов, напряжённо следил Антошка — двенадцатилетний подросток, единственный сын и помощник мастера. Когда Фролов снял деку, Антошка воскликнул: При боковом освещении, под определённым углом зрения, в верхней части внутренней
стороны деки виднелась печатка величиной в пять-шесть миллиметров. Фролов взял в
руки увеличительное стекло, снова поймал глазом печатку и стал внимательно её
изучать.
— Батюшки мои! — вскричал он.— Да это же скрипка Ивана Батова — шереметевского крепостного! Здесь так и написано: «ИВАН БАТОВ». Мы с ним у Василия Владимирова учились в Москве. Уже тогда был Иван силён в скрипичном мастерстве. А Владимиров говорил: «Дайте срок, и о Батове, как о Страдивари, легенды начнут складывать...» Знать, не ошибся Владимиров. — Зачем же ему было своё имя тайком ставить? — спросил Антошка.— Зачем подписываться чужим? И Антошка узнал от отца, что граф Шереметев отпустил Батова в Петербург на оброк. Переехав в город, Батов открыл там мастерскую и принялся за работу. А любил он в работе аккуратность, законченность. С каждой деталью возился, словно с драгоценным камнем, и добивался во всём чёткости и совершенства. Красоту чувствовал и понимал как настоящий художник. Другой мастер в месяц четыре скрипки сделает, а Батов в четыре месяца едва одну закончит. Выполнит работу, а покупателя нет. Кому, спрашивается, нужен инструмент неизвестного мастера? Тогда Батов придумал хитрость: сделает скрипку и прилепит этикетку со знаменитой итальянской фамилией. А для проверки отдаёт покупателю в тот самый момент, когда тому предлагают другую — итальянскую, скажем, Гваданини, Бергонци, Амати или даже самого Страдивари. Музыкант пробует все подряд, сравнивает, советуется со знающими людьми и теряется в догадках, какую брать. Иногда выбор падал на батовскую скрипку... Много таким образом инструментов Ивана Батова разошлось по белому свету. Но, видно, стало жалко ему, что слава русского мастерства исчезает бесследно. Вот он и придумал тайную печатку. Для потомков... — Вот какие, брат, дела,— закончил Фролов и добавил: — Пойду-ка я доложу обо всём его сиятельству. Нельзя такое скрыть от русского человека... Но Фролов ошибся. Граф Шубин не обрадовался. Напротив, он пришёл в ярость и затопал на мастера ногами. — Вон! — закричал он.— С глаз долой! Немного успокоившись, граф решил скрыть от всех свою неудачу. Он сам пошёл в
мастерскую Фролова и потребовал, чтобы тот немедленно соскоблил печатку. — Готово, ваше сиятельство,— глухо произнёс Фролов. Вечером следующего дня в большой гостиной графского особняка был дан концерт.
Гости пришли в восторг и наперебой хвалили скрипку. По ту сторону особняка, в темноте, у открытого окна, стояли два человека, знавшие истину: Фролов и Антошка. Они глядели на разнаряженных гостей графа и скрипача,который без устали играл на скрипке Ивана Батова с этикеткой Гварнери дель Джезу и автографом Паганини. — И никто теперь не узнает, что её сделал Иван Батов,— печально произнёс мальчик. | |||
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |