Первый солнечный луч заглянул в окошко и прыгнул на пушистые ресницы спящего мальчика. Другие солнечные лучи влетели в комнату вслед за первым и рассыпались повсюду. Мальчик открыл глаза и сказал: «Ой! Ой, это что?!»
В комнате кружились, сверкали и звенели золотые искорки. Мальчик попытался поймать ладошками звенящие искорки. Они тут же растаяли в солнечном луче, но в ладошках у мальчика шевельнулось что-то горячее. Он осторожно открыл ладошки и увидел одну золотую искорку.
— Спой мне золотую песенку, искорка, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела искорка звонким голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы искорки. Отпусти меня к ним, мальчик.
— Хорошо, лети, — мальчик подбросил искорку в воздух. Она сверкнула и исчезла в солнечном свете. Дверь открылась, и в комнату вошла мама.
— Мама, здесь звенели и пели золотые искорки, но потом они улетели, — сказал мальчик.
— Это была музыка — песенка солнышка. Она всегда летает вместе с солнечными лучами, — засмеялась мама и поцеловала сына.
Днем мальчик побежал гулять на поляну за домом. По краю поляны тек прозрачный ручей. Мальчик присел на корточки и смотрел, как прозрачные струи журчат и обтекают разноцветные камушки. Некоторые журчащие хрустальные капельки выпрыгивали из бегущей воды и кружились над ручьем.
Мальчик протянул ладошки, чтобы поймать их. Все капельки нырнули в ручей, а в ладошках мальчика осталась только одна маленькая капелька.
— Спой мне журчащую песенку, капелька, — попросил мальчик.
— Я могу спеть только один звук, — пропела капелька журчащим голоском. — Остальные звуки унесли мои сестрицы капельки. Отпусти меня к ним мальчик.
Мальчик наклонил ладошку, капелька скатилась в ручей и исчезла.
Мальчик побежал домой и пожаловался маме:
- Мама, над ручьем прыгали журчащие капельки, но потом они уплыли вместе с ручьем.
- Это была музыка - песенка ручья. Она всегда бежит вместе с ручьем, — объяснила мама.
Пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, и над поляной повисла красавица радуга. Её разноцветные дуги гудели и вибрировали. Мальчик побежал к радуге. Он хотел взять маленький кусочек поющей радуги, но радуга быстро погасла. Мальчик чуть не заплакал от огорчения, но тут увидел, что кусочек разноцветной радуги лежит на цветке.
Малшик быстро накрыл этот кусочек ладошкой и попросил: — Спой мне песню радуги, радужный кусочек. -Жжж, — зажжужало под ладошкой. - Я не радужный кусочек, а жук. Радуга подарила мне только капельку сверкающей краски для спинки и один свой жужжащий звук.
- А где остальные звуки радужной песни? - спросил мальчик.
- Добрая радуга подарила се кусочки бабочкам, жукам, цветам, птицам - всем, кто украшает Землю. Отпусти меня, пожалуйста. Мальчик убрал ладошку, и жук улетел.
- Я не смог поймать радужную песенку. Она разделилась на много тысяч кусочков и разлетелась по всей Земле, — сказал расстроенный мальчик маме.
- Не горюй, сынок. Пусть ты не поймал песенку, но тебе дан великий дар - слышать Музыку, — успокоила мама сына.
- Откуда берется Музыка, мама? - спросил мальчик.
- Наверное, она спускается с небес, чтобы подарить людям свои мелодии, - задумчиво произнесла мама.
Я все-таки поймаю эти мелодии, - упрямо сказан мальчик.
У нотки До забот полно. Ей дело важное дано. Она основа звукоряда, Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет И для подруг ромашки рвет. Как ручеек, звенит она, И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой. Волшебный месяц золотой. О красоте она мечтает И ей напевы посвящает.
Фа — фантазерка и поэт. Есть у нес велосипед Крылатый с ярким фонарем, По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет, Светлей и чище нотки нет В саду она фасоль растит, Вас непременно угостит
Дом нотки Ля из лепестков. Она большой знаток цветов Лесных, садовых, луговых. Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна. Последняя в ряду она. Си обожает сны и сказки И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя. По вместе все они семья. В ней семь волшебных «я» живут И звонко песенки поют.
Тайна длительности звуков — Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, — радостно сказал мальчик маме.
— Сегодня можно записать только мелодию дождя, — улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.
Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.
— Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? — спросил мальчик.
— Это великий закон длительности звуков! — важно от-встил маэстро. — 11отки должны сами открыть этот закон.
— Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? — запищали нотки.
— Это очень трудно, — предупредил Скрипичный ключ. — Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в морс.
— Как страшно, река глубокая, а морс еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, — заплакали нотки.
— Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? — предложил мальчик.
— Ура! Ура! Ура! — засмеялись нотки. — Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!
— Вот непоседы, то смеются, то плачут, — укоризненно сказал Скрипичный ключ.
Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.
— Возвращайтесь скорее, — крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.
Целый день мальчик беспокоился:
— Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.
К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:
— Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. По в морс огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.
— Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? — спросил маэстро Скрипичный ключ.
— Конечно, открыли. Слушайте, — гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.
— Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! — воскликнул мальчик.
— Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, — объяснили нотки.
— Да, правильно, — согласился Скрипичный ключ. — Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные— белым кружком с палочкой, четвертинки — черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.
Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.
Мажор и минор Жил да был один синьор. Имя он носил Мажор. Улыбался, хохотал, Никогда не тосковал.
Рядом жил другой синьор. Назывался он Минор, Часто плакал он, грустил. Не смеялся, не шутил.
Два соседа дружно жили. Оба музыке служили, Только каждый — как умел, У обоих — куча дел.
Пиано и форте Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.
— Мама, можно мне погулять? — попросил мальчик. — Я уже выздоровел.
— Нельзя, сынок, — не разрешила мама. — Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.
Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.
— Давайте снова споем мальчику колыбельную, — предложила нотка Ля. — У нас теперь есть Минор, и мы можем спеть очень грустную колыбельную.
— Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, — добавила нотка Си.
Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.
Потки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.
— Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? — испугался мальчик.
— Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скорсс-с-с-с, — всхлипывая, объяснили нотки.
— Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, — сказал мальчик. — Мамина колыбельная — печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.
Потки смущенно замолчали, не зная, что делать.
— А вот и мы, — произнес кто-то невидимый тихим голоском.
— Кажется, нас звали, — заревел громко другой невидимый голос.
И откуда ни возьмись появились два гнома: один — маленький и худенький, а второй — в два раза выше и толще первого.
— Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, — прошептал худенький гномик.
— А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, — закричат второй гном.
— Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, — удивился мальчик.
— Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, — прошептал гномик Пиано.
— Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, — заревел Форте.
— По мы вас не звали, — еще больше удивился мальчик.
— Как не звали?! Я сам слышат, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано — значит тихо, а Форте — значит громко, — громогласно заявил гном Форте.
— Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, — тихо произнес гномик Пиано.
— Теперь мы правильно споем колыбельную, — обрадовались нотки, но потом они встревожились:
— А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?
— Пс волнуйтесь, непоседы, — усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. — Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.
Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.
Потки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.
Как нотки себя украшали Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.
— Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, — обрадовался мальчик.
Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.
— Что случилось? — удивился мальчик. — Вам не нравится солнышко?
Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встрсво-жснно объяснил:
— Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.
— Потки, пожалуйста, расскажите, что случилось, — попросил мальчик. — Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.
— Пет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, — пожаловалась нота До.
— Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, — пропищала нота Си
— Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном станс. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, — вздохнула нотка Ре.
— Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! — зашумели остальные ноты.
— Значит, это я во всем виноват? — хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.
— Ой, что это? — заволновались нотки.
— Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, — объяснил добродушно Скрипичный ключ.
Потки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.
— Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно подняться на полтона вверх, как по лесенке, — объявила нота Ля.
— А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, — обрадовалась нота Соль.
Потки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.
— Потки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, — остановил их маэстро. — Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.
— Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, — весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком. Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Потки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.
Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.
тетушка октава и господин басовый ключ Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:
— Потки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.
— Пет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, — грустно ответили нотки.
— Как же так? Фея Музыки обещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, — расстроился мальчик.
— Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, — важно произнес маэстро Скрипичный ключ. — Потки должны позвать на помощь тетушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.
Потки тут же хором закричали: «Тетушка Октава, тетушка Октава!»
Тетушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:
— Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу
К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:
— У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.
Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, — в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.
Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:
— Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющис звуки.
— Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, — успокоила Скрипичный ключ тетушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:
— Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко — иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь. Потки испуганно притихли. Тетушка Октава ласково сказала.
— Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.
— Значит, мы сможем спеть музыку звезд? — обрадовались нотки.
— Конечно, летите скорее, — улыбнулась тетушка Октава.
Потки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Потки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.
Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились в нес с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.
— Тетушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? — спросил мальчик.
— Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать се летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть се или сыграть на музыкальном инструменте, — объяснила тетушка Октава и добавила:
— Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. Па разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.
Тут рассказ тетушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. По тетушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.
Вопросы и задания - Почему у тетушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава? - Почему к платью тетушки Октавы было пришито множество кармашков? - Нарисуйте тетушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки. - Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить — низких, средних или высоких и почему? Все дети — нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей — тетушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тетушка Октава задает музыкальный вопрос. - Для чего необходим басовый ключ и чем он отличается от скрипичного? - Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.
|