Струна У струн таинственный язык, На нем никто не пишет книг, На нем никто не говорит, Он в недрах музыки разлит.
Несет он счастье и покой, Понятен он душе любой Без перевода и без слов, Прозрачней он и легче снов.
Он то волна, то солнца луч, То серое скопленье туч, То ласковый весенний луг, Он сокровенный сердца друг.
Звучащий мир — любви язык, Он музыки волшебный лик. Благословение струне, Дарящей голос тишине.
Смычок Смычок по струнам пробежал, Он звуку проявиться дал, Прижал безмолвную струну, И звук нарушил тишину.
Сон мигом сбросила струна, Запела под смычком она, А тот по ней, как вихрь, летал, Застыть ей снова не давал.
Как хрупкий маленький смычок Мощь проявить такую смог? Его вперед звала рука — Хозяйка мудрая смычка.
семья струнных смычковых инструментов Альт, контрабас, виолончель В оркестре дружная артель. Басы их скрипка разбавляет, Она как будто бы летает.
С чудесной легкостью она Высокие берет тона И голосит, как птица, звонко, Звуча пронзительно и тонко.
Откуда мощь она берет, На вид хрупка, а так поет?! Артель ее боготворит И уважительно басит.
Разговор смычковых Сказал однажды контрабас: — Имею я волшебный бас, Он необычный, непростой, Он нужен музыке любой.
Четыре толстые струны Басить в мелодии должны. Пусть тяжело мое звучанье, Есть в звуках низких обаянье.
Пропела тут виолончель: — А у меня густая трель, Мой голос словно рокот волн, Несущий в даль морскую челн.
Как ты, дружище контрабас, В звучанье я имею бас, Но в высь, за скрипкой, я стремл И нот высоких не боюсь.
В беседу скромный альт вступил Достойно он проговорил: — В звучанье я не так высок, Басит порой мой голосок.
Зато я скрипки брат родной, Сестра моя гордится мной. Я звуки скрипочки люблю И с нею в унисон пою.
Молчала скрипка до сих пор, Но тут вступила в разговор: — Прекрасны все мы и равны, Все граждане одной страны.
Три музыкальных медведя и Машенька «Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене цирка»! —такие афиши были расклеены по всему городу. Все билеты были раскуплены за один день.
Машеньке и ее маме не повезло, они не смогли купить билеты.
— Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной школе. Неужели я не увижу знаменитое трио медведей? — расстроилась девочка.
— Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, — вздохнула мама. — Я сама очень расстроилась. Говорят, что папа-медведь Михайло Ко-солапыч играет на контрабасе, мама Матрена Потаповна — на виолончели, а мишутка — на скрипке.
Ночью, когда мама уснула, Машенька отправилась в цирк. Они тихонько проскользнула мимо охранника и вошла в помещение цирка. Машенька долго бродила по коридорам и наконец увидела табличку на двери: «Музыкальные медведи».
Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены стояли два футляра, один огромный, другой чуть поменьше. Еще один маленький футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно.
«Наверное, они спят в другой комнате», — подумала девочка и открыла самый большой футляр. Она с трудом вытащила тяжелый контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас прогудел грубым, фальшивым басом.
«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», — вспомнила Машенька.
Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не уронила контрабас на пол. Он взревел, словно зверь. Машенька оставила контрабас и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и взяла смычок. Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипочка в ее руках запела пронзительно и звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей, бросила скрипку и юркнула под стол.
— Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? — заревел медведь.
— Кто трогал мою виолончель и не положил ее на место? — зарычала медведица.
— Кто взял мою скрипочку и играл на ней? — заплакал мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек платья девочки.
— Мама, папа, под столом кто-то сидит! — закричал мишутка.
Машенька выскочила из-под стола, но Михайло Косола-пыч загородил дверь и зарычал:
— Говори, безобразница, зачем пришла?
— Я хотела услышать, как вы играете, а билетов в цирк нет, — пролепетала девочка.
— Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, — вдруг предложил мишутка.
Все еще сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама — виолончель, а мишутка взял в лапы скрипку.
Контрабас загудел солидным басом, виолончель запела глубоким, мягким голосом, а скрипочка веселилась, звенела, издавая голосистые тонкие трели.
Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька хлопала в ладошки так, что они заныли. Но настала пора прощаться. Машенька обняла медведей и, сдерживая слезы, проговорила:
— Больше всего в жизни я мечтаю выступать в цирке.
— Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу. Пусть она играет на альте, — умоляюще пропищал медвежонок.
— А наш квартет назовем: «Машенька и три медведя», — согласились папа и мама.
Скрипка Футляр мне мама подарила, Я с радостью его открыла. Под бархатистым покрывалом Там мирно скрипочка дремала.
А к скрипке тоненький смычок Прижался, будто бы сынок. Колки у скрипочки как ушки, Блестят на маленькой макушке.
Четыре светлые струны Слегка различной толщины Натянуты на ушки эти, Изящней скрипки нет на свете.
Я скрипку нежно подняла, К струне смычок я поднесла, И ... даже страшно описать, Принцесса стала скрежетать.
Мне сразу стало так тоскливо, Как жизнь порой несправедлива. Но рядом мамочка стояла, Она тихонько прошептала:
«С задачей справиться не смог Неопытный сынок-смычок. Научится он в школе петь И прекратит тогда скрипеть!»
Песня домры Старик Ахмед всю жизнь на чужих людей работал. После работы он доставал домру, садился на пороге своей глинобитной хижины и тихо пощипывал струны. Звонкоголосая домра пела мягко и певуче.
Сделал Ахмед домру сам, еще в молодости. Любовно собрал ее полукруглый корпус из дощечек, выстрогал длинную узкую шейку — гриф, три струны натянул. С тех пор Ахмед не расставался со своей домрой и всегда был рад развлечь людей веселой музыкой. Но чаще всего Ахмед пел песни о садах и птицах.
— Всю жизнь ты, Ахмед, о садах и птицах поешь, но в нашей сухой степи не растут сады и не поют птицы, — удивлялись люди.
— Когда я на домре играю, в моем сердце словно сад цветет и птицы поют, — улыбаясь, отвечал Ахмед.
Люди не понимали Ахмеда, но перелетные птицы любили его игру и иногда отдыхали на крыше его хижины.
Однажды люди увидели, что Ахмед растит необычный кустик, и спросили его:
— Что это, Ахмед?
— Птицы принесли мне семечко. Это мой будущий сад, — улыбнулся крестьянин.
— Солнце сожжет его летом, а морозы заморозят зимой — сказали люди.
— Я его буду укрывать, — пообещал Ахмед.
— В нашей сухой степи оно засохнет без воды, — предупредили люди.
— Я его буду поливать водой из колодца, — возразил Ахмед.
— Ему не хватит сил, чтобы вырасти на нашей бесплодной земле, — сердились соседи.
— Я буду играть на домре, и музыка прибавит ему сил, — упрямо отвечал крестьянин.
Ахмед бережно ухаживал за кустиком. Летом он укрывал его от палящего зноя, а на зиму укутывал соломой. Каждый вечер после работы он приносил для кустика воду из колодца, а потом играл на домре песни о цветущих садах и поющих птицах.
Прошло несколько лет, кустик превратился в дерево и зацвел розовыми цветами. Стайка щебечущих птиц поселилась на нем. Люди дивились на цветущее дерево, на поющих птиц и говорили:
— Это чудо, Ахмед.
— Это чудо подарила мне музыка моей домры, — улыбаясь, отвечал Ахмед.
Балалаечник Балалаечник идет, Балалаечка поет. Три струны ее звенят, Всех в округе веселят
Хрупкий, легкий и воздушный, Беззаботный, простодушный И дурашливый порой Балалайки милый строй.
Балалаечник — всем брат, В деревнях он нарасхват. Если от души играет, Вся деревня подпевает.
Сказочная балалайка Поселился возле одной деревни дракон. Сначала крестьяне испугались, но дракон мирный оказался. Он потребовал кормить его тыквами, а взамен обещал деревню от врагов охранять. Не было у крестьян никаких врагов, но с драконом не поспоришь. Посадили они для него огромное поле тыкв. Все бы было ничего, да мимо тыквенного поля дорога в город шла. Дракон сидел на поле и каждого прохожего заставлял ему сказку рассказывать. Кто рассказывал сказку, тех дракон пропускал. А тех, кто сказок не знал, он уносил в горы и в пещеру сажал.
— Сказку для меня придумаешь, тогда выпущу тебя, — ревел дракон.
Выдумывали пленники сказки как могли, и дракон отпускал их. Все это создавало неразбериху и неудобства. Стали крестьяне думать, как от дракона избавиться.
Тут деревенский музыкант-балалаечник предложил:
— Давайте я дракона музыкой заманю и куда-нибудь подальше его уведу. Раз этот дракон такой чувствительный и сказки любит, моя музыка на него тоже подействует.
— Хорошо, только далеко его уведи, чтобы он не вернулся, — решили люди.
Пошел музыкант на поле к дракону, обрадовался тот и заревел:
— Я давно без сказок скучаю, тебя поджидаю.
— Сейчас услышишь мои сказки. Они вот здесь спрятаны, — сказал музыкант и показал дракону свою балалайку.
— Отдай ее мне, — заревел дракон и выхватил балалайку у музыканта. В когтистых драконьих лапах легкий треугольный корпус балалайки, склеенный из липовых дощечек, сломался, только струны звякнули жалобно.
— Что ты наделал, проклятый дракон, ты мою балалайку сломал! — закричал музыкант.
Не мог музыкант сыграть на сломанной балалайке. Тогда дракон его в пещеру посадил вместе со сломанной балалайкой. Просидел музыкант в пещере неделю, но сказку так и не придумал.
Чтобы музыкант с голоду не умер, дракон ему несколько тыкв принес.
— Отпусти меня, я балалайку починю и на ней тебе сказку сыграю, — просил музыкант.
— Отпущу, когда сказку мне расскажешь, — упрямо отвечал дракон.
Долго думал музыкант, как же ему, сидя в пещере, балалайку починить, и наконец придумал. Вынул он из тыквы мякоть, высушил ее и сделал из тыквы овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В стенках пещеры музыкант осколки хрусталя нашел и приклеил их внутри тыквы, чтобы звук у тыквенной балалайки звонче стал. Длинную шейку — гриф, к тыквенному корпусу приделал и три струны натянул. Прилетел дракон на следующий день в пещеру, а музыкант сидит и на тыквенной балалайке играет. Хрустальный и чистый ее голос к небесам взлетал. Застыл дракон от изумления, а потом взлетел в небо вслед за хрустальной музыкой. Больше его люди не видели. Музыкант сам из пещеры выбрался и домой вернулся.
Все дивились на диковинную балалайку, но с тех пор люди стали иногда корпус балалайки из тыквы делать. Внутри овальный тыквенный корпус порошком битого хрусталя проклеивали, чтобы голос у балалайки был хрустальным и звонким. Играли на таких балалайках только великие виртуозы.
Гусли В музее гусли отдыхали, Их струны безмятежно спали. Давно их молодость прошла, Другая музыка пришла.
Король-рояль теперь повсюду, Конечно, мастер он и чудо, Но гуслей лад неповторим, Псалмы, былины пелись с ним.
Под гуслей звонкие напевы Влюблялись юноши и девы. На свадьбах гусли запевали И молодых благословляли.
Под перебор волшебных струн Все веселились — стар и юн, Гусляр персоной важной слыл, Народа он душою был.
С тех пор так много изменилось, Но песня гуслей не забылась. Пусть гусли мирно отдыхают И дни былые вспоминают.
Арфа На ней играют не смычком, Звук извлекается щипком. Как струи, струны шелестят, Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут, Куда-то за собой влекут. Подобны шепоту волны, Глубоких тайн они полны.
У арфы ласковый напев, Спокойный, ровный, нараспев. Излечит боль любую в миг Ее таинственный язык.
душа арфы Стоял посреди моря остров, окруженный неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь морского царя молодого охотника с острова.
— Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? — грозно спросил морской царь.
— Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, — ответила русалка.
— Зачем ты, дочь моя, слушала этого юношу? — снова спросил морской царь.
— Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, — ответила русалка.
— Ты русалка и не сможешь жить с человеком, — грустно сказал морской царь.
— Я умру без него, батюшка, — ответила русалка. Тогда отпустил морской царь дочку на остров. Русалка
дождалась, когда молодой охотник снова появится на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в своей любви. Засмеялся охотник в ответ и сказал:
— Я люблю красавицу девушку из нашей деревни, и любовь русалки мне не нужна.
Окаменела от горя русалка и опустилась дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.
Тогда гневно крикнул морской царь:
— Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!
Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда шторм утих, все жителей острова, кроме юноши, разучились любить.
Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в подарок своей любимой девушке.
— Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.
— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка.
— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.
— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.
— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша.
— Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:
— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!
— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.
Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в подарок своей любимой девушке.
— Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.
— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка.
— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.
— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.
— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша.
— Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:
— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!
— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.
Тогда прыгнул юноша в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из жемчуга русалка. Увидела русалка любимого юношу и ожила. Рассказала она молодому охотнику обо всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце морского царя жить.
— Ты сама без любви жить не смогла, а меня по твоей милости любви лишили, — горько воскликнул юноша. — Нет, не будет мне здесь счастья.
Долго думала русалка, что же теперь делать, и однажды сказала юноше.
— Ложись спасть. Пока ты спишь, я твой охотничий лук превращу в инструмент один диковинный, о любви поющий, арфу сладкозвучную. Когда проснешься, возьми эту арфу и поднимайся наверх. Вложи арфу в руки твоей любимой девушки. Заиграет она на ней и вспомнит свою любовь.
Уснул юноша, а русалка вынула из своего сердца струны любви и натянула их на лук юноши. Так лук охотника превратился в арфу. Юноша взял арфу, вынырнул на берег и в свою деревню пошел. Принес он арфу своей любимой девушке и попросил провести пальцами по струнам. Тронули пальцы девушки струны арфы, и полилась нежные переливчатые звуки. Музыка обволакивала девушку и наполнила ее грудь сладкими, нежными чувствами.
— Почему мое сердце бьется так быстро? Почему мне хочется поцеловать тебя? — прошептала девушка.
— Музыка арфы вернула тебе любовь, — обрадовался юноша.
С тех пор играют на арфах девушки. Перебирают они струны, и поет арфа о любви и о море; о том, как морской ветер шевелит золотые волосы влюбленных и играет барашками морских волн.
Гитара Гитары звуки у костра, В них столько света и добра! Как самый сокровенный друг Ее напевный, нежный звук.
Он с нашей говорит душой И возвращает ей покой. И песня льется, как нектар, Как долгожданный лучший дар.
И отступает суета, И в сердце просится мечта. И хочется весь мир любить И за любовь благодарить.
Спутница гитара На большом представлении в честь праздника урожая король и королева выбирали лучшего музыканта. Допускались к этому концерту только самые талантливые, те, кто уже завоевали звание лучших в своих городах и странах
Маленькую хрустальную лиру — символ лучшего музыканта, получил молодой певец. Его песня любви была чиста, как небо, глубока, как море, и пронизана солнечным светом счастья.
Никто не знал, что предназначалась эта песня прекрасной незнакомке, сидевшей в королевской ложе. Для ее изумрудно-зеленых глаз пел молодой певец свою песню любви.
Как только концерт закончился, юноша поспешил в королевскую ложу.
Он хотел признаться в любви незнакомке, но прекрасная девушка исчезла. Музыканту рассказали, что это была принцесса из далекой страны и сразу после представления карета повезла ее домой. Сначала юноша пришел в отчаянье, но потом решил отправиться в далекую страну вслед за своей любовью.
Он собрал дорожный мешок и сказал сам себе: «Жаль, что моя хрустальная лира не может играть. Музыкальный инструмент стал бы для меня хорошим товарищем в пути».
— Я, фея Музыки, могу обратить эту лиру в любой инструмент, если ты захочешь, — раздался вибрирующий мелодичный голос в тишине комнаты.
— Спасибо, дорогая фея. Я хочу взять с собой скрипку. Золотая лира на столе завертелась волчком, и вместо нее появилась красавица скрипка с плавными закруглениями корпуса и изящными боковыми выемками. Четыре струны струились вдоль узкого грифа, который заканчивался изящным завитком.
Юноша положил скрипку на плечо, прижался подбородком к ее вишневому корпусу и взял в руки легкий смычок. Скрипка запела трепетным и певучим голосом.
Вздохнул певец и сказал:
— Хорошо поет эта изысканная красавица, но она привыкла выступать солисткой. Мне нужен товарищ, который бы подыгрывал моей песне. Тогда закрутилась скрипка на столе, и вместо нее появилась веселая балалайка с треугольным корпусом и тремя звонкими струнами.
Взял певец в руки балалайку, затренькали струны, заиграла балалайка плясовую.
— Хорошо играет балалайка, да слишком уж у нее веселый и задорный характер. Мне нужен товарищ, который мог бы и посмеяться вместе с моей песней, и погрустить.
— Тогда возьми с собой гитару. Она тебя утешит и любую песню твою поддержит, — раздался мелодичный голос феи, и вместо балалайки появилась шестиструнная гитара.
— Взял певец гитару, прижал левую руку к грифу, легким перебором тронул струны и запел песню о зеленоглазой красавице принцессе. А гитара подхватила его песню и вплела в нее простую и светлую, как небо, музыку.
Собрал певец свой дорожный мешок, закинул гитару на плечо и отправился в путь. Всюду, где он останавливался, он пел людям песни о своей любви. Гитара аккомпанировала ему мягким звоном своих шести струн.
С тех пор стала гитара неизменной спутницей дальних походов.
Виолончель и девочка Девочка с нетерпением ждала того дня, когда она начнет учиться в музыкальной школе. Новая виолончель в углу тоже ждала этого дня. Конечно, это была не изысканная красавица виолончель, сделанная руками знаменитого мастера, а обыкновенный фабричный музыкальный инструмент. Но учебная виолончель, как и все другие музыкальные инструменты, мечтала о том дне, когда она начнет учить человека музыке.
Наконец настал первый музыкальный урок. Девочка вынула из чехла свою виолончель, которая пахла лаком, уперла в пол ее металлический шпиль, села и взяла в руки смычок.
— Кошмар! — закричала вдруг учительница. — Как ты сидишь? Как руки держишь? У тебя в руках что: музыкальный инструмент или ящик?
Девочка и виолончель сжались, не понимая, что случилось. Они ждали, что сейчас будет музыка, а вместо этого услышали сердитый крик.
Дальнейшие уроки девочка даже вспоминать не хотела. Музыку она слышала редко, зато упреки и неприятные слова о своих плохих способностях — очень часто.
— Противная виолончель, ты меня мучаешь, а я должна таскать тебя, — сердилась девочка и старалась любым способом увильнуть от занятий.
Однажды она пришла на урок, но в кабинете никого не было. Тут в комнату заглянул директор музыкальной школы и сказал:
— Не уходи. У тебя будет новая учительница по классу виолончели, она скоро придет.
Девочка положила свою виолончель на пол и стала дожидаться учительницу. Незаметно она задремала. Вдруг от виолончели, лежащей на полу, раздались гудящие всхлипы.
— Что с тобой, подруга? — прозвенела в ответ красавица виолончель, стоящая в углу.
— Устала, не могу больше, ненавижу музыку, — заплакала виолончель девочки.
— Музыкальный инструмент, даже учебный, не может ненавидеть музыку, — удивленно прозвенела виолончель из угла.
— Вам хорошо так говорить. Вы красавица. Вас берегут и лелеют. Наверное, вы на концертах красивую музыку исполняете. А я только хриплю да визжу. Меня ругают и бросают повсюду.
Однажды девочка в моем корпусе утопила мой металлический шпиль, чтобы я не смогла играть, и урок музыки не состоялся.
Девочкина виолончель хрипела и прерывисто звякала, словно на ней рвались струны.
— Успокойтесь, милая. Вижу, судьба у вас нелегкая. Но все-таки вы не должны терять веру в музыку, — прогудела красавица виолончель из угла.
Тут в комнату вошла учительница. Она подняла валяющуюся на полу учебную виолончель, разбудила девочку и ласково спросила ее:
— Исполнишь мне что-нибудь для первого знакомства? Девочка покраснела, прижала к себе свой инструмент и попросила:
— Нет, лучше вы мне сыграйте что-нибудь красивое на вашей виолончели.
Учительница не стала спорить. Она взяла свою виолончель, взмахнула смычком, и полилась чудесная музыка. Девочка сидела, замерев, а волны музыки проникали в самое сердце. Пока звучала музыка, она нежно прижимала к себе свою виолончель и тихонько поглаживала ладошкой ее корпус.
С тех пор девочка больше не прогуливала уроки музыки. По-прежнему ей не нравилось сольфеджио и гаммы, но она очень любила, когда ее учительница играла на виолончели.
Доставая из чехла свою учебную виолончель, девочка каждый раз просила:
— Пожалуйста, научи меня исполнять музыку так же красиво, как это делает моя учительница.
И виолончель старалась изо всех сил.
|